сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Е.В. Пчелов

Хронологический комментарий 
к «Дню народного единства»

 

 

24 декабря 2004 г. Государственная дума приняла закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», который 27 декабря был утверждён Советом Федерации и с 1 января 2005 г. вступил в силу. Накануне Нового года произошло изменение количества и состава праздничных дней, в результате чего в начале 2005 г. возникли небывалые по продолжительности каникулы, выполнившие роль «пряника», затмившего главный смысл закона – уничтожение праздника 7 ноября. Вместо него праздничным днём стал день 4 ноября, провозглашённый «Днём народного единства». «Мотором» этого изменения выступили представители различных религиозных конфессий. Не вдаваясь в политический смысл и сиюминутную конъюнктуру этой «реформы», полагаю необходимым дать к ней хронологический комментарий, чтобы разъяснить, какие события в действительности стоят за этим днём.

Осенью 1612 г. Москва была освобождена от поляков войсками второго земского ополчения (Совета Всей Земли) под руководством князя Д.М. Пожарского, князя Д.Т. Трубецкого и земского старосты Кузьмы Минина. Это событие, а равно и последовавшее затем избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовало окончание Смутного времени и восстановление российской государственности. Основные хронологические вехи освобождения Москвы следующие:

24 июля – первые отряды ополченцев подошли к Москве,

20 августа – к Москве подошли основные силы во главе с Пожарским,

22-24 августа – разгром армии гетмана Ходкевича земским войском,

22 октября – освобождён Китай-город,

26 октября – подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле, поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и остававшихся там русских людей,

27 октября – капитуляция польского гарнизона,

1 ноября – торжественное вступление земских войск в освобождённый Кремль.

Таким образом в этой хронологии выделяются три узловых события:

Во-первых, решающее сражение земского войска с польской армией Ходкевича, шедшей на подмогу польскому гарнизону, удерживавшему Китай-город и Кремль. В результате сражения Ходкевич был разбит и внешняя угроза Москве ликвидирована, что предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Это сражение происходило в несколько этапов в течение 22 – 24 августа 1612 г.

Во-вторых, освобождение от захватчиков Китай-города, начавшееся стихийно, но затем возглавленное Пожарским. Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Богоматери, которая находилась в русском войске. Он дал обет в память этого события воздвигнуть на Красной площади (на территории Китай-города) храм во имя этой иконы. Это событие произошло 22 октября 1612 г.

Наконец, в-третьих, само освобождение Кремля, т.е. «сердца» Москвы и России, и тем самым завершение освобождения Москвы, которое ознаменовалось капитуляцией польского гарнизона. Договор о сдаче был подписан 26 октября 1612 г., и именно этот день во всех пособиях, справочниках и учебниках российской истории справедливо считается днём освобождения Москвы.

Между тем, с 1649 года день 22 октября отмечается Русской Православной Церковью как празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы от поляков в 1612 году) – «в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы от иноземных захватчиков». Таким образом – это праздник Русской Православной Церкви, отмечаемый, как и все даты церковного календаря, по старому стилю (т.е. по Юлианскому календарю).

В нынешнем, XXI веке, как и в прошедшем XX, день 22 октября Юлианского календаря (старого стиля) соответствует дню 4 ноября в Григорианском календаре (новом стиле) (разница – 13 дней). В XIX веке, например, этот день соответствовал бы дню 3 ноября Григорианского календаря (разница – 12 дней), а в XVIII – 2 ноября (разница – 11 дней). Следовательно, день Казанской Богоматери отмечается 22 октября (т.е. 4 ноября нового стиля для XX и XXI веков) по старому стилю. Празднование дня 22 октября в день 4 ноября является празднованием по Юлианскому календарю (старому стилю).

Русская Православная Церковь живёт по Юлианскому календарю. С 1918 г. гражданским же, государственным календарём в России является Григорианский календарь (новый стиль). Для того, чтобы перевести дату Юлианского календаря на Григорианский нужно прибавить определённое число дней в зависимости от века, в котором произошло то или иное событие. Если переводить даты 1612 г. со старого стиля на новый, то следует прибавлять 10 дней, поскольку эти события относятся к XVII веку. Таким образом, при переводе даты старого стиля на новый для 22 октября 1612 г. (старого стиля) мы получаем 1 ноября 1612 г. (разница – 10 дней). Следовательно, по новому стилю (т.е. по Григорианскому календарю) освобождение Китай-города произошло 1 ноября.

Освобождение же Кремля произошло 26 октября по старому стилю (по Юлианскому календарю, а в Григорианском календаре этому числу для XX и XXI вв. соответствует 8 ноября) или 5 ноября по новому стилю (по Григорианскому календарю). В первом случае мы дату старого стиля соотносим с новым стилем, во втором – переводим на новый стиль.

В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В числе прочих в законе отмечен день 7 ноября – «День освобождения Москвы силами народного ополчения от польских интервентов (1612 год)». Все даты этого закона, как уже неоднократно отмечалось в литературе, даны по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю. Таким образом, в качестве дня освобождения Москвы был принят день 25 октября старого стиля (которому соответствует 7 ноября нового стиля для XX и XXI вв. – разница 13 дней). Но на самом деле 25 октября никакого значимого события не произошло. Поэтому данная дата закона «О днях воинской славы России» с исторической точки зрения неверна.

В качестве даты освобождения Москвы от поляков в 1612 году могут выступать или день 22 октября (Освобождение Китай-города, церковный праздник Казанской Богоматери) или день 26 октября (Освобождение Кремля).

День 22 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 4 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 1 ноября.

День 26 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 8 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 5 ноября.

Поскольку государственным календарём в Российской Федерации является новый стиль (Григорианский календарь), то и гражданские праздники должны, по логике вещей, отмечаться по Григорианскому календарю.

Церковные же праздники – православные – отмечаются по старому стилю, т.е. Юлианскому календарю, мусульманские – по календарю Хиджры, буддистские – по тюрко-монгольскому календарю и т.д. Но это всё не государственные, не гражданские календари.

Для определения даты празднования освобождения Москвы в 1612 г. следовало бы прежде всего решить, по какому календарю праздновать этот день – по церковному или по государственному. Во-вторых, следовало определить, какую дату считать таковой – 22 октября, православный праздник Казанской Богоматери, установленный в память освобождения Китай-города, или день 26 октября, когда был освобождён Кремль, т.е. подписан договор о капитуляции польского гарнизона и освобождение Москвы завершилось. Затем же, в зависимости от решения этих двух вопросов, определить саму дату.

Освобождение Китай-города, день Казанской Богоматери – 4 ноября по старому стилю, 1 ноября – по новому;

Освобождение Кремля – 8 ноября по старому стилю, 5 ноября – по новому.

День же 7 ноября в качестве такового праздника выступать не может, потому что он не связан ни с каким событием 1612 года.

Как видим, Государственная дума проигнорировала все эти вычисления ради быстрого выполнения политического заказа. И теперь день 22 октября / 4 ноября (по старому стилю) обрастает собственной псевдоисторической мифологией. В частности находятся и среди профессиональных историков люди, утверждающие будто бы этот день отмечался как государственный, а не только и даже не столько церковный праздник в дореволюционной России, чего в действительности не было. Стоит напомнить, что в православном церковном календаре существует целый ряд подобных памятных дней, связанных с праздниками различных икон Божией Матери, как например, 21 мая/3 июня – Владимирской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.»; 23 июня/6 июля – также Владимирской иконы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.»; 19 августа/1 сентября – Донской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.»; 26 августа/8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.»; с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) связано спасение Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши в 1451 г. Но все эти даты оказались вдалеке от пресловутого 7 ноября, да к тому же могли затронуть «национальные чувства» российских мусульман, прежде всего татар. Этим, и только этим объясняется выбор 4 ноября (праздника Русской Православной Церкви – Казанской иконы Божией Матери, «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.») и скоропалительное, совершенно искусственное превращение его в «День народного единства» (относительно единства, это ещё один такой же миф, потому что в 1612 г. часть населения тогдашней России Совет Всей Земли не поддерживала).