РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Главная » 2010 » Апрель » 12 » Нужны ли обществу школы?
16:51
Нужны ли обществу школы?

Центр социальной теории и проблем гражданской культуры

Кафедра философии Челябинского государственного педагогического университета

Научно-исследовательская лаборатория «Философское и обществоведческое образование в средней и высшей школе»

 Приглашают Вас принять участие в Конкурсе эссе по философии для студентов и аспирантов всех специальностей по теме: «Нужны ли обществу школы?»

Конкурс проводится в один заочный тур. Для участия в Конкурсе подается заявка, включающая сведения об авторе, текст эссе, объемом не более 2 страниц (3-4 тыс.  знаков). Работы победителей Конкурса будут отмечены дипломами и опубликованы в специальном сборнике.

Конкурс эссе посвящен анализу и обсуждению книги философа и социолога Ивана Иллича (1926-2002) «Освобождение от школ» (1971).

Проблемные темы для анализа и обсуждения из книги «Освобождение от школ»:

1.      «Учащийся научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а бойкость речи со способностью сказать что-то новое. Его воображение вышколено – в нем обслуживание занимает место цели».

2.      «Школа стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздает пустые обещания спасения беднякам технологической эры. Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам – наподобие древних ритуалов инициации и служения культу».

3.      «Компетентность человека необходимо отделить от учебного плана, а для этого должны быть запрещены любые вопросы относительно истории его учения, подобно тому как запрещено интересоваться его политическими взглядами, принадлежностью к той или иной религии, династии или расе, его сексуальной ориентацией. Необходимо принять законы, запрещающие дискриминацию по продолжительности полученного школьного обучения».

4.      «Нехватка преподавателей практических навыков создается верой в важность лицензий. Однако лицензирование и сертификация являются формами рыночной манипуляции и вызывают доверие только у «зашколенных» людей».

5.      «Став обязательными, школьные годы превращаются в «посещение ради посещения»: подневольное пребывание в обществе учителей. И точно так же, как обучение практическим навыкам необходимо освободить от ограничивающих рамок учебного плана, либеральное образование следует освободить от обязательного посещения школы».

6.      «Творческое, исследовательское изучение возможно только среди равных по положению, занятых здесь и сейчас одной и той же проблемой. Большие университеты делают бесполезные попытки подбирать партнеров по образованию, предлагая множество различных курсов, но они вообще неспособны справиться с этой задачей, поскольку связаны учебным планом, курсовой структурой и бюрократической администрацией. В школах, в том числе и в университетах, большинство ресурсов тратится на то, чтобы купить время и желание нескольких людей заниматься чужими проблемами в ритуальной обстановке».

7.      «Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную, как видно из истории, для могущественных церквей. Она является одновременно хранилищем социальных мифов, средством узаконения противоречий, содержащихся в этих мифах, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих расхождения между этими мифами и реальностью».

8.      «Мы не сможем начать реформу образования, пока не поймем, что ритуал школьного обучения не обеспечивает ни индивидуального учения, ни социального равенства. Мы не сможем преодолеть потребительский характер нашего общества, пока не осознаем, что обязательное государственное образование с неизбежностью воспроизводит такое общество, чему бы в нем ни учили».

9.      «Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности. Большинство людей лучше всего учится именно так, а школа заставляет их поверить, что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством. Признав необходимость школы, человек становится легкой добычей и для других институтов. Однажды позволив ограничить свою любознательность обучением по расписанию и учебному плану, молодые люди готовы подчиниться любому внешнему планированию».

10.  «Люди, подчинившиеся чужим стандартам измерения собственного личностного роста очень быстро начинают сами применять к себе эти правила. Им уже не надо указывать их место, они сами расползаются по предписанным щелям, втискиваются в ниши, к которым приучены стремиться, попутно расставляя по местам и своих товарищей, – до тех пор, пока всё и вся не приведены в полное соответствие. Все, что не может быть измерено, для них второстепенно и опасно. Их не лишить творчества – они на него не способны».

11.  «Школа – рекламное агентство, заставляющее вас поверить, что вы нуждаетесь именно в том обществе, которое существует».

Эссе принимаются по электронной почте на адрес borisovsv69@mail.ru до 15 мая 2010 г. с темой письма «Конкурс эссе».

Заявка на участие в Конкурсе

Ф.И.О.:      

E-mail:

Место учебы:

Почтовый адрес учебного заведения:

Телефон учебного заведения:

Название эссе:

Приложение: текст эссе.


Категория: другое | Просмотров: 1629 | Добавил: kogni | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]