РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Главная » 2011 » Июнь » 17 » Коллоквиум: Как вторая волна эмиграции заставляет заговорить первую
19:21
Коллоквиум: Как вторая волна эмиграции заставляет заговорить первую

Как вторая волна эмиграции заставляет заговорить первую

Московские архивы и парижское искусство 1933-1945 гг.

 

23-24 июня 2011

Международный коллоквиум

 

Германский исторический институт в Москве

117418 Москва, Нахимовский проспект 51/21

 

 

  Международный коллоквиум в Германском историческом институте в Москве в сотрудничестве с Германским форумом истории искусств (Париж)

 

С 1933 г. Париж какое-то время можно было считать столицей немецких художников в изгнании. В исследованиях, посвященных проблеме ссылки, история искусства этого периода по-прежнему полна лакун. Однако в настоящее время она переживает повышенный интерес в первую очередь благодаря развернувшимся во всем мире спорам о хищениях и конфискациях произведений искусства, а также исследованиям их принадлежности.

Неизвестные источники на этот счет, хранящиеся еще со времени окончания Второй мировой войны в московском «Особом архиве»/РГВА, позволяют нам по-новому взглянуть на немецкоязычную эмиграцию 1930-х гг. в Париже. После оккупации французской столицы германской армией в 1940 г. материалы эти, конфискованные сначала немцами, затем, в конце войны, перешли в руки красной Армии и были вывезены в СССР, где – вплоть до перестройки – были доступны исключительно спецслужбам. Многочисленные письменные наследия и архивы художников и искусствоведов, материалы редакций немецкоязычных печатных органов за рубежом, не принявших национал-социалистический режим, до сих пор хранятся в этом архиве.

Огромный пласт информации, да и множество произведений искусства, подпавших под цензуру и ставших недоступными общественности, циркулировали в Париже, Праге, Лондоне, Москве. Именно к находящимся в Москве, в научном отношении до сих пор неописанным документам относится корреспонденция художников и собирателей искусства, а также неопубликованные манускрипты, газетные статьи (лишь некоторые из них увидели свет в периодике в изгнании), как, впрочем, и материал к реализованным и нереализованным выставочным проектам. На примере судеб тех, кто оказался в изгнании, политика национал-социалистов в области искусства с самого начала станет наглядна во всей своей репрессивной сущности: собрания еврейских коллекционеров искусства последовательно конфисковывались, их владельцы в чрезвычайно сложных условиях пытались спасти принадлежавшие им предметы искусства, вывозя их из Германии или продавая. Художники и собиратели, оказавшиеся в ссылке, внимательно следили за культурной политикой национал-социалистов и через соответствующие печатные органы пытались информировать о ней мировую общественность.

Коллоквиум в Москве, организованный как совместный проект ГИИМ и Германского форума истории искусств (Париж), задуман с целью представить новые исследовательские перспективы, возникшие в результате работы с архивными материалами в Москве; способствовать преодолевающей границы разных стран и ведомств дискуссии; придать новый импульс фундаментальным исследованиям историков искусства применительно к периоду 1933-1945 гг. Переплетение различных интересов в данной теме побуждает к научному диалогу историков искусства, историков, кураторов музеев и др. из разных стран (России, Франции, Германии, США). По этому поводу они и соберутся в Москве.

 

При поддержке Фонда «Цайт» и Фонда Круппа

 

 

Четверг, 23 июня 2011

10.00

Приветственное слово:

Николаус Катцер, директор Германского исторического института в Москве

Андреас Байер, директор Германского форума истории искусств (Париж)

10.30 – 13.00

Бенедикт Савой (Технический университет, Берлин): Исследования в области реституции в исторической перспективе. Некоторые размышления

Элен Руссель (Университет Париж-8):  Художники в изгнании, Париж (1933-1940), во французском контексте: между антифашизмом и интеграцией. Вводный обзор

Владимир И. Коротаев (РГВА): История и фонды «Особого архива», актуальные вопросы реституции

Патрисия Кеннеди Гримстед (Гарвардский университет, Институт социальной истории (Амстердам)): В поисках следов трофейных предметов искусства на Востоке и Западе: новые источники и вызовы времени

13.00

Обед

14.30 – 17.30

Экскурсия для участников коллоквиума: РГВА/фонды бывшего «Особого архива»

 

 

Пятница, 24 июня 2011

10.00 – 13.00

Кит Хольц (Университет Западного Иллинойса, Макомб): Вестхайм, Кокошка, Вайдлер и выставка «20-е столетие. Германское искусство» (Лондон)

Инес Ротермунд-Рейнар (ГИИМ / ГФИИ (Париж)): Коммуникативная память vs культурная память – письма из Берлина, искусствоведы Парижа и документы из Москвы

Христиан Фурмайстер (Центральный институт  искусствознания, Мюнхен) и Сузанне Кинлехнер: Август Либман Майер (Дармштадт, 1885 – Аушвиц, 1944) и фонд 1399 «Особого архива»

13.00

Обед

14.30 – 18.00

Христина Файльхенфельдт (Берлин): Архив Пауля Кассирера в Цюрихе

Изабелль ле Ман де Шермон (Национальная Библиотека Франции, Париж): Пауль Гропе & Со, Париж, 1937-1940

Дидье Шульманн (Национальный музей современного искусства Франции / Центр Помпиду / Библиотека Кандинского (Париж)): Историография хищений произведений искусства после 1945 г.: проблематика, методология, архивные документы

Лори Штайн (Смитсоновский институт, Вашингтон): Эхо изгнания: искусствоведческие теории на основе документов и изучения предметов искусства

Заключительная дискуссия

 

Языки коллоквиума: русский, немецкий, французский (синхронный перевод)

Организатор коллоквиума: Инес Ротермунд-Рейнар

Научная концепция: Андреас Байер, Андрей Доронин, Николаус Катцер, Изабелль ле Ман де Шермон, Инес Ротермунд-Рейнар, Дидье Шульманн

Категория: конференции, семинары | Просмотров: 1195 | Добавил: kogni | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]