РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Бандуровский Константин Владимирович

Введение в историю культурологии


Преамбула
Программа курса
Литература
Вопросы к семинарским занятиям


Преамбула

Культура существует, наверное, столько же, сколько существует человек. Осмысление различных культурных явлений можно обнаружить и в мифологии, и в религии, и в философии античности и средневековья. В рамках мифологии культура мыслится как результат деятельности культурных героев, в средние века культурные институты, скажем, институт социальной стратификации, мыслится по органическим моделям – общество представляет собой организм, в свою очередь являющийся результатом божественного замысла. Можно вполне реконструировать теорию культуры Платона или Августина. Однако такой подход грешил бы некоторым анахронизмом, поскольку целостное понимание феномена культуры происходит в более поздние эпохи, хотя многие идеи античных и средневековых философов сохраняют важность для современной культурологии. Только в эпоху Возрождения и Нового времени культура начинает мыслиться как результат специфически человеческой деятельности, как нечто, противостоящее природе. Одновременно меняется и представление о человеке, рассматриваемого теперь как субъект культуры, то есть теория культуры выступает и в качестве антропологии. В рамках немецкой классической философии, неокантианства, в теории символических форм Кассирера вырабатывается четкое понимание объекта и методологии теории культуры. В первой половине ХХ века происходит становление культурологии как науки, более того, культурология задает новый стандарт научности, отходит от ориентации на идеал точных или естественных наук. В рамках естественных наук существует непреодолимая пропасть между объектом и субъектом познания, чем глубже мы погружаемся в природу, тем больше непознанного предстает перед нами, если, конечно, мы не являемся гегелевским абсолютным духом. Точные науки, долгое время рассматривающиеся как идеал науки, своими успехами обязаны минимальным зазором между объектом и субъектом; по существу математика, геометрия, логика являются самосозерцаниями субъекта (конечно, неэмпирического), тавтологиями. Теология, изучая Бога, согласно метафоре Декарта, способна лишь прикоснутся к своему объекту, как к огромной горе, но не объять его; апофатический метод познания более соответствует сфере божественного, чем катафатический. Только изучая культуру, мы можем осуществлять познание объекта, поскольку предметы культуры даны нам в виде объективности, однако эта объективность является объективированной субъективностью, что открывает возможность познания как понимания.

Зачастую многие современные труды по культурологии представляют собой неструктурированный разговор обо всем (а значит ни о чем), набор фактов из различных областей социально-гуманитарных наук, вперемешку с забавными анекдотами, а порой и совершенно ненаучными гипотезами. При прочтении таких книг создается впечатление, что культурология не является наукой и нет ничего проще, чем быть культурологом. Многие же труды по культурологии, являющиеся вполне научными и содержательными, можно смело считать трудами по искусствоведению или социологии, то есть специфика объекта и метода именно культурологии размывается. Поэтому магистрантам, осваивающим культурологию, необходимо ознакомится с четким пониманием возможности теории культуры как науки, определением ее объекта и понимание специфики методов, которые вырабатываются рассматриваемыми в рамках курса мыслителями.

В рамках теории культуры культура мыслится неразрывно связанной с деятельностью человека, причем рассматривается не только как результат деятельности, но и как то, о чем надлежит заботиться. Современный человек зачастую склонен рассматривать предметы культуры так же, как и средневековый – как нечто квазиприродное или квазибожественное. Школа, всеобщее избирательное право, поэзия, появились, как деревья и горы, до нашего рождения, и осмыслить различие между деревьями и школой, которые мы видим из окна, не просто. Однако единократное учреждение какого-либо культурного института, осуществленное нашими предками (= культурными героями), совершенно недостаточно для того, чтобы этот институт естественным образом продолжал существование. Если мы не будем понимать, в чем суть культурных институтов, какую проблему решали те, кто их создал, какова логика их развития, не будем совершать усилия, поддерживая и развивая дух этих институтов, они могут превратиться в нечто мертвое и чуждое человеку. Школа будет лишь калечить душу и тело ребенка, демократические выборы приводить к власти диктаторов. Может вновь возникнуть парадокс, когда «высококультурная» нация совершает немыслимые преступления. Культурология является наукой, изучение которой необходимо для разрешения многих проблем, возникающих перед современным человечеством: межнациональных и международных кризисов, экологических проблем, кризиса сциентистской картины мира, а также для осознания перспектив развития человека и человечества.

В результате изучения курса «Введение в историю культурологии» магистранты должны:

1) знать историю возникновения и становления исследований культуры;

2) понимать цели и задачи культурологии, актуальность культурологии для решения современных проблем человечества;

3) понимать специфику предмета и объекта культурологии и методов, используемых культурологией;

4) уметь видеть связь культурологии с другими социально-гуманитарными науками, перспективы междисциплинарных исследований;

5) знать основные подходы к изучению культуры, выработанные в «классический» период развития культурологического и социально-гуманитарного знания;

6) уметь применять полученные знания самостоятельных исследованиях. 

Предлагаемый курс носит вводных характер; материал, включенный в рамки курса, охватывает историю становления культурологии и классический этап ее развития, в рамках которого происходит становление понятия «культуры», определение предмета, объекта и метода исследования, осмысление связи культурологии с другими социально-гуманитарными науками. Ряд подходов к культуре, которые были выработаны в рамках психоанализа, герменевтики, франкфуртской школы, структурализма, постмодернизма и других направлений мысли ХХ века, а так же отечественная теория культуры подробно рассматриваются в других курсах модуля «История и методология историко-культурных исследований».

Значительная часть курса отведена под семинарские занятия, предполагающие работу магистрантов с текстами классиков культурологии, составление докладов, дискуссии, что позволит активно усваивать предлагаемый материал. Магистранты также должны будут подготовить реферат на предлагаемые или самостоятельно избранные и согласованные с преподавателем темы. Также магистрантам будет предложено написать работу, в которой должна оцениваться возможность применения изученных методов и подходов к темам, являющимся предметом их исследовательского интереса. 

Объем курса – 20 часов, из которых отведены 12 на лекционные занятия и 8 на семинарские.

 

Программа курса

Тема 1. Специфика культурологии.

Культурология – проблема определения предмета и метода. Многообразие определений культуры и пониманий задач культурологии. Культура и природа. Культурное и природное в человеке. Типы отношения к природе в различных культурах. Культура и цивилизация.  Культурное и социальное. Культурология в системе социально-гуманитарных наук. Эмпирическое и теоретическое в культурологии. Культурология в контексте проблем современности.

 

Тема 2. Понимание культуры в истории мысли.

Гуманистический поворот в философии софистов и Сократа. Открытие «частного пространства» у Эпикура и Лукреция. Культура как «возделывание души» (Цицерон). Мораль и культура в «Нравственных письмах к Луцилию» Сенеки.

Время-стрела в христианской мысли. Этапы развития общества в трудах Евсевия Памфила и Августина Аврелия. Град Божий и град земной. «Открытие личности» в «Исповеди» Августина. Осмысление культурных различий в период зрелого Средневековья. Случай Марко Поло. Осмысление адаптации античной и арабской интеллектуальной культуры у Фомы Аквинского. 

Мыслители Возрождения о культуре.

Идеи Френсиса Бэкона о важности материальной культуры, связи науки и практики, понимание человеческой деятельности как целенаправленного освоения природы. Вклад Ф. Бэкона в формирование культуры Нового времени. Понимание государства и общества как культурных феноменов в теориях общественного договора (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). Концепции языка и воспитания в трудах Дж. Локка. Критика европоцентризма в философии Ш. Монтескье; культура как следование природе. Связь культуры и географии в трудах Ш. Монтескье. Культура как целостная система в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

Кант: сфера природы и сфера свободы; культура воспитания и культура умения; эстетическая теория.  Искусство и мифология в философии Ф.В. Шеллинга. Г.В.Ф. Гегель: логика развития культуры как логика становления абсолютного духа.

 

Тема 3. Зарождение теории культуры.

Джамбаттиста Вико как один из основоположников культурологии: соответствие области познания и области действия, объективность и закономерность культуры, историзм культуры, стадии развития общества. "Идеи к философии истории человечества" Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803).  Игра как центральное понятие философии культуры Фридриха Шиллера (1759-1805); физическое, эстетическое и этическое; наивная и сентиментальная поэзия; культура как решение кантовской антиномии природа/свобода. Философия религии Ф.Д.Э. Шлейермахера (1786-1836). Культурно-исторический подход Якоба Буркхарда (1818-1897). Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835): язык как деятельность, язык и картина мира. Позитивистская философия культуры: О.Конт, И. Бентам, Д. С. Милль И. Тэн. Социальная теория Карла Маркса, «отчуждение» и «превращенные формы». Культуркритический подход Фридриха Ницше.

 

Тема 4. Становление культурологии в системе социальных наук.

Вильгельм  Дильтей: противопоставление наук о природе и наук о духе; понимание как основной метод толкование культурных фактов: типология как вспомогательный метод исследования культуры. В. Виндельбанд и Г. Риккерт (1863—1936)  науки о природе и науки о культуре; жизнь и культура; номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости. аксиология баденской школы.

Эволюционизм в антропологии (Э. Тейлор, И. Баховен, Л. Морган). Основные модели эволюции. П. Сорокин: критика линейных схем эволюции, поиск устойчивых и повторяющихся аспектов социокультурной динамики.

Теории замкнутых культур: Ж.А. де Гобино, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Языковая относительность у Сепира и Уорфа. Языковые каркасы и онтологическая относительность у Вилларда Куайна.

Социальная теория Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма и ее значение для теории культуры. Марсель Мосс: экономика дара, техники тела, смерть как социокультурный феномен.

Историческая социология Норберта Элиаса. Процесс цивилизации, социальные фигурации. Преодоление оппозиции индивидуализм-коллективизм.

Зарождение «культурологии» как учебной дисциплины. Определение культуры Л.А. Уайтом (1900-1975); соотношение технологической, социальной и идеологической подсистем.

Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца (1926-2007). Насыщенное описание культуры. Семиотическая паутина культуры; посредники факты и интерпретации. Сознательный и подсознательный уровни культуры. Культура как контекст интеллигибельности. Еmic-подход и etic-анализ. Адаптация к окружающей среде и адаптация к обществу.

Социокультурная критика современного общества у Ивана Иллича. Вода и H2O. Тишина как общинное достояние. Общество без школ.

 

Список литературы (см. также литературу к семинарским занятиям)

 

Основная литература:

Белик  А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998. С. 75-99.

Биографический словарь антропологов мира // Культуральная антропология. Учебное пособие под ред. проф. Ю.Н. Емельянова, доц. Н.Г, Скворцова. СПб., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 1. М., 1994. С. 49-66.

Козлова Н.Н. Социально историческая антропология. М., 1999. С. 24-41.

Соколов Э.В. Культурология. М., 1994.

Флиер А. Я. Культурология / Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. М., 1998. С. 371-374.

 

Дополнительная литература:

Аверинцев С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы. 1968. № 1.

Белл Д. Культурные противоречия капитализма. – Этическая мысль. – М., 1990.

Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1990.

Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм XV - XVIII в.в. В 3 т. М., 1988-1994.

Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

Бурдье П. Начала. М., 1994.

Вебер М. Избранные произведения М.; Прогресс, 1990.

Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 57—69.

Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное - М.: ИНИОН, 1994.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — М. — Киев, 1994.

Гегель Г. Ф. Эстетика: В 4-х т. Т. 1. М., 1968.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М„ 1977.
Гирц К. Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.

Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Культурология. XX век. Дайджест. Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН, 1997. - С.139-166.

Гирц К. Насыщенное описание: В поисках интерпретативной теории культуры // Культурология XX век: Дайджест. Проблемно-тематический сборник.  - М.: ИНИОН, 1997. С. 103-138.

Гирц К. Путь и случай: Жизнь в науке // НЛО 2004, №70.

Гримшоу А., Харт К. Антропология и кризис интеллектуалов  // Культуральная антропология. Учебное пособие под ред. проф. Ю.Н. Емельянова, доц. Н.Г, Скворцова. СПб., 1996.  С. 148-169.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры - М.: ИНИОН, 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999.

Дильтей В. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1.Пер. с нем. под ред. B. C. Малахова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 3. Пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.

Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры - М.: ИНИОН, 1994.

Зиммель Г. Избранное. В 2-х тт. – М., 1996.

Зомбарт В. Буржуа. – М.: Наука, 1994.

Канетти Э. Масса и власть. – М., 1997.

Кант И. Критика способности суждения //Соч. Т. 5. М., 1966.

Кармадонов О.А. "Теория символа" Норберта Элиаса. Elias N. The symbol theory. London: Sage Publications, 1991. [реферат]. Социологический журнал. 2003, № 4.

Козловский В.В. Фигуративная социология Норберта Элиаса. Журнал социологии и социальной антропологии, 2000, т. 3, № 3. С. 40-59.

Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1968. №9.

Лессинг Т. Шопенгауэр, Вагнер, Ницше // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры - М.: ИНИОН, 1994.

Лифшиц М.А. Джамбатиста Вико // Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — М. — Киев, 1994.

Лотман Ю. Культура и взрыв. М„ 1992.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 2000.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.

Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 242-263.

Мэмфорд Л. «Техника и природа человека» в кн. «Новая технократическая волна на Западе». М.: Прогресс, 1986.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросы философии. 1993. № 10.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства //Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Избранное. М., 1990.  

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 69—104.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика.

Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Хайдеггер М. Вопрос о технике //  Время и бытие. М., 1993. С. 221 - 236.

ХейзиигаИ. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. М., 1994.

Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 454 - 492. 441

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы.Том 2 // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры - М.: ИНИОН, 1994.

Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М., 1999.

Элиас Н. Общество индивидов. М., Праксис, 2001.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М. - СПб, Университетская книга, 2001.

Элиас Н. Придворное общество. М., Языки славянской культуры, 2002.

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема. Логос, 2006, N3.

Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 147-148, 150-152.

Энгельмейер П. К. Технический итог XIX века. М., 1898. С. 5-6, 44-45, 101-103.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

С. 113-139.

 
Вопросы и литература к семинарским занятиям

 
Семинар 1. Критика культуры у Ф. Ницше и К. Маркса


1  В чем заключается проект критики культуры в «Несвоевременных размышлениях» Ф. Ницше?
2.   Апполоническое и дионисийское  в культуре («Рождение трагедии из духа музыки»).
3.   Монументальная, антикварная и критическая история и их «польза и вред» для культуры («О пользе и вреде истории для жизни»).
4.   Генеологический анализ этических и культурных ценностей у Ницше («К генеалогии морали»).
5.   Понятие «отчуждения» в немецкой классической философии и у Маркса. «Превращенные формы» у Маркса.
6.  Превращенная форма как объективация сознательных актов.
7.   Феноменологическая неразложимость мнимых выражений.
8.  Структура превращенной формы.
9.  Приложение понятия превращенной формы.
 
Обязательная литература:
Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2, т. 42. Глава «Отчужденный труд» С. 86-99. (Режим доступа: http://www.geocities.com/CapitolHill/1041/literatura/efr/efr.html#_Toc521997471).
Мамардашвили М.К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. (Режим доступа: www.philosophy.ru/library/mmk/forms.htm).

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990. (Режим доступа:http://www.philosophy.ru/library/nietzsche/tragoedie.html).


Ницше Ф.О пользе и вреде истории для жизни // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990. (Режим доступа:http://www.lib.ru/NICSHE/razmyshleniya1.txt).

Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990. (Режим доступа:http://www.lib.ru/NICSHE/morale.txt).

 

Семинар 2. Теории эволюции и теории замкнутых культур

1.  Расово-антропологическая теория и ее критика. Расово-антропологическая теория и теории замкнутых культур.

2.  Как проявлялась линейная концепция эволюции в социологических и других науках в XIX в.?

3.  Каковы недостатки линейной концепции?

4.  Почему в ХХ веке наметился интерес к постоянным и повторяющимся чертам в социокультурном изменении и как он проявляется?

5.  Как изменился взгляд на причины социокультурных изменений в ХХ веке?

6.  Каковы аргументы Р. Макайвера в пользу эволюционной теории?

7.  Языковой каркас и картина мира. Принцип онтологической относительности у В. Куайна.

 

Обязательная литература:

Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С. 40-60. (Режим доступа:http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kuajn.html).

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. (Статьи: Историческая типология культуры, С. 168-172; Культурно-историческая монадология, С. 233; Расово-антропологическая школа, С. 365-367; Тойнби А., С. 259; Фаустовский тип культуры, С. 486-487; Цивилизационные концепции, С. 524-525; Шпенглер О., С. 363).

Макайвер Р. Реальность социальной эволюции // Американская социологическая мысль. М., 1992. C. 78-93. (Режим доступа: http://www.wellhead.ru/node/683).

Тодоров Ц. Раса и расизм // Новое литературное обозрение. № 34. М., 1998. С. 5-36. (Режим доступа: http://conflictology.nm.ru/classic_sociology/todorov.pdf).

Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1992. С. 358-378. (Режим доступа: http://www.wellhead.ru/node/683).

Сепир Э. Грамматист и его язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С. 248-258. (Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/sapir-93a.htm).

Дополнительная литература:

Семенов. Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М. Современные тетради. 2003. (Главы: 1.9. Расы, расизм и концепция расового детерминизма; 2.1. Два основных подхода к истории: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический; 2.5. Возникновение плюрально-циклического взгляда на историю; 2.7. Развитие плюрально-циклического взгляда на историю в ХХ веке; 2.8. Возрождение унитарно-стадиальных концепций общественного развития в социальных науках на западе во второй половине XX века). (Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1065.html).

 

Семинар 3. Методологический коллективизм, методологический индивидуализм и преодоление этой оппозиции

1. Специфика социальных фактов и подход к ним по Дюркгейму.

2.  Понимающая социология М. Вебера.

3.  Понимание как метод общественных наук у А. Шюца.

4.  Возможно ли сближение между позициями Вебера и Дюркгейма?

5.  Преодоление оппозиции коллективим-индивидуализм у Н. Элиаса и П. Бурдье.

 

Обязательная литература:

Бурдье П.Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. Глава 3. Структура, габитус, практика. (Режим доступа: http://bourdieu.narod.ru/sens/PB_sens3.htm).

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избр произведения М., Прогресс, 1990. С. 495-546. (Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/veber_poni_soc.html).

Дюркгейм Э. Метод социологии. // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995. С. 7-39. (Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000689/).

Козловский В.В. Фигуративная социология Норберта Элиаса // Журнал социологии и социальной антропологии, 2000, т. 3, № 3. С. 40-59. (Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/msg/184115.html)

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках  // Американская социологическая мысль. М., 1992. C. 481-496. (Режим доступа: http://www.wellhead.ru/node/683)

 

Дополнительная литература:

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 41-49

 

Семинар 4. Культурология Л.А. Уайта.
1.  Предмет культурологии. Разграничение культурологии и психологии. («Понятие культуры»).
2.  Символизирование, экстрасоматический контекст, символат,
3.  Критика представления о культуре как об идее (абстракции) и критика реификации культуры.
4.  Культура как сохранение и обуздание энергии. Формула культурного развития. («Энергия и эволюция культуры»)
5.  Технологический, социальный и идеологический векторы культуры.
6.  Эволюция культуры.
7.  Уайт о качественном отличии человека от животного. («Символ: исток и основа поведения человека»).
8.  Понятие «символа» у Уайта. Различие символа и знака.
9. Символ как «клетка» культуры.
10.  Символ и индивидуальное развитие человека.
11.  Стадии развития вокальной коммуникации. («Возникновение и природа речи»).
12.  Символизм орудия труда. («Об использовании орудий труда у приматов»).
 
Обязательная литература:

Уайт Л.  Энергия  и  эволюция  культуры. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 98 - 102.

Уайт Л. Понятие  культуры. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 155 - 156.

Уайт Л. Возникновение и природа речи. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 60 - 62.

Уайт Л. Об использовании орудий труда у приматов. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 75.

Лазарева Е.М. Этнология Лесли А.Уайта. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996.

Дополнительная литература:

Уайт Л.А. Избранное: Эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.

Уайт Л.А. Избранное: Наука о культуре. - М.: РОССПЭН, 2004.

Источник в Интернете: Работы Л.А.Уайта по культурологии. Режим доступа: http://auditorium.ru/books/1044/