РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Концепция магистерской программы

030100 – философская антропология и философия культуры

В Институте «Русская антропологическая школа» РГГУ

 

Актуальность открытия магистерской программы 520410 – философская антропология и философия культуры – обусловлена прежде всего необходимостью включения РГГУ в числе других российских вузов в Болонский процесс и создания многоуровневой системы профессиональной подготовки.

Магистерская программа «философская антропологи и философия культуры» является логическим этапом реализации идей Вяч. Вс. Иванова о создании научно-образовательной структуры, интегрирующей широкое гуманитарное образование и научную деятельность, идей, которые были положены в основание «Русской антропологический школы». Центральное, интегрирующее место в такой структуре должна занимать антропология, как наука, вынужденная, в силу специфики своего подхода к предмету, черпать из разных областей: лингвистики, филологии, этнологии и этнографии, истории, социологии, экономики, биологии и других естественных наук, философии. 

Особую актуальность такой подход приобретает на фоне продолжающихся во многих аспектах социальной и духовной сферы дегуманизации, связанной с диспропорцией развития технологий и культуры, с возникновением и развитием «общества потребления», в котором господствующее значение приобретают средства массовой коммуникации, с «виртуализацией» многих аспектов человеческого бытия. Вызовы, которые обращает ситуация постмодерна к науке, образованию, в целом к обществу и человеку, требует развития новых подходов к осмыслению человеческого бытия в изменившемся мире. Специфика предлагаемой программы предполагает обращение к ключевым проблемам современной антропологии, внимание к таким явлениям, как:     

Программа предполагает обращение к самому широкому кругу актуальных вопросов сегодняшнего дня, каждый из которых – от политики до художественного творчества, от экономики до этики – имеет непосредственное отношение к современным средствам массовой коммуникации, или – медиа. Роль медиа-среды в современном мире столь велика, что приходится говорить о том, что массовые коммуникации уже не просто средство, но новая среда обитания человека, которая все более и более становится автономной, и хотя сохраняет вид технического средства, но уже выходит за рамки техники, понимаемой как «вторая природа» (человеком произведенная). Потому традиционные антропологические подходы к анализу культуры сталкиваются с неразрешимыми проблемами, когда дело доходит до культурных практик и практик повседневного существования современного человека. Сегодня акцент смещается с анализа человека на анализ коммуникационных связей и потоков, в которые он включен, что влечет изменения и в философии, и в социологии, и в психологии, и в антропологии. Привлечение современной философии и критической теории к анализу различных медиа-пространств (кинематограф, телевидение, Интернет, городская среда, реклама, массовая литература, рынок труда, политика, современное искусство и др.) позволяет проблематизировать те изменения, которые произошли с человеком и его средой обитания, а также с самим образом человека, оценить влияние этих изменений на саму философию и теорию. Таким образом, ключевой задачей становится осмысление того разрыва, который произошел в традиционном понимание человека, природы, техники, коммуникации в ХХ веке, а также постоянное удержание различия между традиционными и современными медиа сколь бы схожи они ни были.

Многолетний опыт научной деятельности и преподавания сотрудников ИВГИ и Института РАШ позволяет качественно осуществить подготовку магистра по направлению «философия» в рамках магистерской программы 520410 – философская антропология и философия культуры – в полном соответствии с государственным стандартом и с учетом предлагаемой специфики.

 
Требования к подготовке выпускника магистерской программы  

Реализацию основных требований к знаниям и умениям магистранта   обеспечивает прежде всего освоение федерального компонента по дисциплинам образовательной части программы специализированной подготовки по направлению «Философия». Программы курсов «Современные проблемы философии», «Современная философия» и «Философская антропология» нацелена на реализацию следующих требований Государственного образовательного стандарта:

В процессе усвоения программ магистрант должен обнаружить понимание природы и специфики современных философских проблем, места философии в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; роли философии в современных интеграционных процессах формирования единой культуры; понимание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов философского знания, знание основных категорий онтологии, гносеологии, диалектики и аксиологии; понимание единства мира, структурных уровней материи, основных форм движения и развития; структуры сознания; знание основных эпистемологических моделей, характера трансформаций понятия рациональности; форм и методов донаучного, научного и вненаучного познания; знание современных методов познания; понимание специфики гуманитарного знания и его роли в человеческой жизни и социально-исторической практике; понимание конечности и индивидуальности бытия человека, ценности человеческой жизни, проблем жизни и смерти человечества, проблем становления ноосферы; знание основных современных учений мировой и отечественной философии, ее главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания философских дискуссий современности; понимание специфических особенностей философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство с философскими текстами; знание основных этапов развития философской антропологии; знание общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в античности, средневековье и современной философии; основные парадигмы современной философской антропологии; понимание специфики решения антропологических проблем в русской философии; знание ее основных представителей.

Курс «Компьютерные технологии в науке и образование» позволит обучающимся получить представление о месте и роли новых информационных технологий в науке и современном образовании; об основных направлениях использования компьютеров в гуманитарных исследованиях; о возможностях искусственного интеллекта; о смене фундаментальных парадигм в истории научного знания. Кроме того, изучение курса нацелено на приобретение магистрантами практических навыков научной работы с использованием компьютерных технологий.

2. Освоение дисциплин национально-вузовского компонента учебного плана обеспечивает реализацию специальных требований к подготовке магистра. Данные дисциплины образовательной части программы («Философия и коммуникация», «Визуальные исследования в  культуре», «Социология медиа», «Культура повседневности и визуальная антропология», «Концепции «Другого» в современной антропологии»; «Власть и медиа»; «Антропология современной литературы»; «Антропология современного изобразительного искусства»; «Практикум по визуальным исследованиям»; «Медиа в образовании») связаны с направлениями научных исследований Учебно-научных подразделений, участвующих в программе специализированной подготовки. Знания и навыки, полученные магистрантами, должны дать им основу для участия в исследованиях таких областей гуманитарного знания, как

3. Исследовательская часть программы предполагает приобретение магистрантами навыков владения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, требующими широкого образования в соответствующем направлении, а также овладение умениями

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Учебный план предусматривает несколько возможностей  реализации требований к исследовательской части программы. Во-первых, на обучение магистрантов навыкам научной работы нацелены такие специальные дисциплины, как «Специальный курс английского языка», «Диссертационный спецсеминар». Во-вторых, определенные навыки научной работы магистрант осваивает в рамках научно-исследовательской практики, проводимой непосредственно в Учебно-научных институтах, участвующих в программе.  И, наконец, итогом исследовательской части программы должно стать написание магистерской диссертации, в ходе которого в полной мере происходит овладение навыками самостоятельной научной работы.

 

Сферы профессиональной реализации выпускников

Выпускники магистерской программы подготовлены прежде всего к обучению в аспирантуре и продолжению научно-исследовательской работы в следующих областях:

Кроме того, выпускники данной магистерской программы могут быть востребованы в таких сферах деятельности, как преподавание в высших учебных заведениях по соответствующим специальностям; менеджмент в сфере науки, образования и культуры; организация программ поддержки научной и культурной деятельности; PR и медиа-технологии.