РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Вяч. Вс. Иванов. История науки. Программа лекций, 2008
публикации сотрудников >>>
на главную >>>

 

Курс лекций Директора РАШ РГГУ проф.  Вяч. Вс. Иванова

ИСТОРИЯ  НАУКИ : МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ТОЧНОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ

(ОТ МАТЕМАТИКИ Палеолита И МЕДИЦИНЫ И ГЕОМЕТРИИ Древнего Египта до МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и МАТЕМАТИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК XXI-го в.):

1. Измерение времени и арифметика в графике Палеолита. Числа и математические понятия в культурах разных типов. Предполагаемые биологические корни определения числа и количества, их развитие и вырождение в «первобытных» обществах (новые данные о культурах бассейна Амазонки). Математические и медицинские тексты Древнего Египта: особенности  формульного языка. Влияние древнемесопотамской науки на древнегреческую. Пифагор и роль чисел. Общее в древнеиндийской и древнегреческой науке: ранние индоевропейские  истоки. Отсутствие доказательств как основное отличие древнеиндийской математики от европейской. Пример Рамануджана. Роль интуиции в культурах Востока и Запада (разных периодов). Проблема противоречия и принцип «третьего не дано». Интуиционизм и конструктивный принцип в математике; параллели в ранних культурах. Грамматика Панини. Геометрия и философия Древней Греции. Парадоксы. Энциклопедизм Аристотеля. Логика античности и Средних веков. Соотношение философии и точных и естественных наук в разные периоды. Объем философии в Древней Греции. Изложение всей  науки в целом у последующих авторов вплоть до энциклопедии Дидро и других философов Просвещения;  Гегель. Изменение классификации знаний в их истории. Различение наук о вещах и наук о знаках у Блаженного Августина. Понятие  номотетических  наук и проблема закона в науке. Возникновение новых наук общего и междисциплинарного характера. Предыстория и история кибернетики и теории систем - Богданов, Винер. Становление, взаимоотношение с определенными областями математики и роль теории вероятности (и теории меры), теории информации, теории сложности, симметрии и теории катастроф (теории особенностей, морфогенеза по Р.Тому). Меняющаяся роль математики и логики. Наука как символическое описание и ее языки.

2. Наука Возрождения. Парадигма Коперника. Наука и мистика: Джордано Бруно. Галилей и становление опытной проверки гипотез. Научно-техническая революция. Дискретность монад у Лейбница. Основы исчисления бесконечно малых величин у Ньютона. Развитие математики и естественных наук в XIXв. Морфология Гете и его влияние на XX в. Катастрофы по Кювье, Дарвин  и идея эволюции. Максвелл. Циклы и переломные моменты (смены парадигм) в истории культуры и науки. Предсказание будущего как научная проблема. «Иероглифические» и «алфавитные» культуры. Отличие значений знаков в письменностях этих типов. Пример различий в структуре определения преступника в иероглифическом детективе (Ляо Чжай=Пу Сун Лин) и в детективе  с абдукцией (Эдгар По). Различие в сроках, темпе и объеме обучения (время и характер экзаменов для чиновников в старом Китае и т.д.). Роль дискретности в культурах алфавитного типа: понятие натурального ряда и логического вывода. Значение дискретного принципа в науках ХХ в. – генетике, фонологии и др. (об этом- Бугаев, Флоренский. Колмогоров). Этюд Л.Толстого о карме. Сравнение «Книги перемен» (И Цзинь) с современной генетикой: сходства и различия. Введение иероглифов в язык современной науки и критика деконструкции.

3. Эйнштейн и новая парадигма физики. Квантовая механика и проблема наблюдения. Вероятностная картина мира. Принцип дополнительности Бора. Программа аксиоматизации Гильберта и теорема Геделя. Математическая логика и семиотика. Структурализм и его основные направления. Формализация и проблемы семантики. Дешифровка по Шеннону. Открытие двойной спирали. Теория информации. Перспективы  математизации гуманитарного знания. Проблема разработки метаязыка науки и возможные ограничения; логические парадоксы. Энтропия и информация. Демоны Максвелла и их истолкование по Сциларду. Основные понятия и теоремы квантовой теории информации. Соотношение биосферы, ноосферы и семиосферы.

4.Связь естественных наук с развитием техники. Счет на пальцах и органопроекция по  Флоренскому. Ранние жестовые способы кодирования чисел (Древний Египет и параллели в других культурах), нейрофизиологические истоки (синдром Герстмана). Инженерная точка зрения (общие черты древнеримского и современного американского общества). Роль техники и орудий. Бергсон об интеллекте и инстинкте. Сопоставление с социальными системами беспозвоночных  и их коммуникацией (танцы пчел, работы Фриша). Вынесение интеллектуальных и языковых операций вовне (язык жестов, устный  естественный язык, другие  системы знаков). Наскальная живопись и ее символика по Леруа-Гурану, Универсальные семиотические комплексы  эпохи мирового дерева согласно Топорову (дерево Боддхи, образ распятия). Музыкальные инструменты как внешняя реализация потенциала височных отделов правого полушария. Техника по отношению к разным видам энергии и информации. Значение кино, телевидения и других средств общения. Компьютеры как продолжение левого полушария мозга.  Интернет и возможности мировой культуры.  Вероятное развитие квантовых компьютеров и перспективы на будущее. Роль очень больших и очень малых чисел в физической картине мира. Антропный принцип.  Вычислительные возможности современных и будущих компьютеров. Техника оракулов и предсказаний; вероятностный подход и детерминизм: в каких культурах Бог или боги играет (играют) в кости.  Перспективы компьютеризации знания  и теоретико-информационная оценка его объема.

5. Гуманитарные науки и история общества. Проблемы социальных табу и их преодоление. Основные типы цивилизаций и их различия (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Степень замкнутости культурных миров. Возможности коммуникации между ними (презумпции дешифровки сообщения, переданного в земных условиях). Культурные круги (патер Шмидт). Вопрос об универсалиях, взаимовлияниях и конвергенции: степень независимости цивилизаций  доколумбовской Америки. Гипотезы о путях расселения Человека Разумного Разумного из Африки. Основные периоды истории культуры на Земле. Пещерное искусство. Городская революция. Осевое время, сходства и различия главных мировых религий. Семиотический взрыв в Греции. Преемственность от античности к арабско-еврейской культуре Средневековья. Христианские и буддийские монастыри как центры хранения и передачи информации. Роль христианства для европейских культур. Возрождение и его роль. Тенденции развития культур Европы нового времени. Просвещение и смерть Бога (Ницше). Колониализм и интеграция культур. Глобальная цивилизация и ее будущее. Гибель локальных культур, религий и языков (фундаменталистская реставрация как реакция на угрозу гибели, обострение религиозных и этнических конфликтов как часть процесса глобализации). Проблема  международного языка науки и человечества и автоматический перевод. Языки в космосе. Проблема осмысленности (или абсурдности) истории и роли ноосферы.

6. «Горячие» и «холодные» культуры. Особенности отношения ко времени в культурах Востока (Чаадаев и Топоров об Индии). Строго синхронная точка зрения при отсутствии ей противоположных – индийская наука о языке (Панини). Древнеиндийская скульптура и танец (влияние на Бежара). Диахрония и синхрония (Соссюр и структурализм). Реконструкция в науке. Панхрония и универсалии. Хронология и история в греческой науке и ее продолжениях. Критика истории у Морозова и Фоменко. Идеи циклов в истории (древнеиндийские периоды - yuga, Йейтс, Хлебников). Циклы Кондратьева. Эволюция и прогресс. Физиология активности (Н.А.Бернштейн), планы поведения и лобные доли. Настоящее как момент отсчета, антропоцентризм языка. Роль будущего в европейских культурах. Информация и энтропия. Поиск нового. Причины появления авангарда.. Остранение. Ноосфера и точка «омега» по Тейяр де Шардену. Регресс и идея «конца Европы» (Шпенглер). Конец истории по Фукаяма. Философия общего дела Федорова, идея воскрешения и русская комическая философия.

7. Нейронауки, возможности и опасности изучения мозга. Сознание и бессознательное с точки зрения нейропсихологии. Различные типы мышления  личности и общества в культурах разных типов. Гипотезы об особом «первобытном» мышлении: анимизм, теория партиципации Леви-Брюля. Проблема коллективного бессознательного. Интепретация тотемизма Дюркгеймом и Моссом, Фрейдом, Леви-Стросом. «Мысль дикаря» и бриколаж по Леви-Стросу. Различие комплексного и понятийного мышления и их развитие и распад по Выготскому; биологические источники интеллекта. Нейрофизиологические гипотезы: Джейнз о «крушении двухпалатного мозга» и становлении сознания: отличие Древнего Востока от Греции. Иерусалим и Афины, мудрость и разум. Буддийская логика в сравнении с европейской. Обоснование чужой одушевленности и проблема Другого-Ближнего в европейской философии. Основная проблема искусства по Эйзенштейну и роль искусств Востока. Различие Китая (древнекитайская мысль по Гране) и Японии (Розенберг о японском буддизме).

8. Философская антропология от Фейербаха до Бахтина, проблема соотношения Я и Ты, двух людей, двух (или многих)  разных этнических и религиозных групп. Антропология и социология. Границы каждой из двух наук Соотношение  изучения (этнографического, социологического) одного конкретного общества и разных обществ. Теория систем родства и социология браков от Моргана до Леви-Строса и Вейля- математизация.   Антропология и семиотические науки. В какой степени человек определяется как Homo symbolicus? Антропология и науки  о религии. Науки об искусстве и антропология. Роль красоты и эстетика.  Антропология и генетика. Что важно для антропологии в человеческом геноме? Проблема гена FOX P2 и происхождение языка у неандертальца и человека. Антропология и приматология. Теория Дарвина и современная наука. Антропология и компьютерные науки. Компьютерные банки данных по антропологии. Кибернетика, искусственный интеллект и будущее человека. Человек в космосе. Космическая философия Сухово-Кобылина и других русских мыслителей, думавших об освоении космоса. Антропный принцип в астрофизике и космологии. Антропология и теория информации.

Общественные институты жестко организованного типа (мужские союзы, церкви, монашеские ордена, партии, мафиозные группы и др.) в восточных и западных традициях, их исследование. Зоопсихологические параллели. Преодоление вожаческой тенденции по Вагнеру и предистория общества (Тих). Символическая роль священного царя и его советников (Хокарт), новые их функции после неолитической революции. Стабильность и вороятность катастрофического развития в структурах этого типа. Почитание прошлого и канон в культурах Востока. Ограниченность числа богов в пантеоне, выдающихся  лиц  прошлого в разных областях жизни (классиков) как проявление степени  жесткой фиксированности основных черт культуры. Стабильность словаря и других сторон языка. Нарушения стабильности при  предельной жесткости ограничений. Карнавальная смеховая культура и инверсия отношений. Шуточные перебранки между половинами в дуалистических обществах. Роль юмора и остроумия. Смех как свойственное человеку (античные источники Рабле, «Имя розы» У.Эко), карнавал по Бахтину, homo ludens (Huisinga). Серьезность  фундаменталистской религии и официальных общественных установлений.

9.Наука и религия: общие мотивы, сходства и различия. Эволюционизм и историзм как научные принципы. Наука о религии. Основные этапы: изучение обожествления  природы, анимизма,  тотемизма, табу. Матриархат и богини по Гимбутас. Фрейд и патриархальная семья. Изучение космоса и других вселенных (миров). Роль науки и интеллекта в обществах разных типов. Одомашнивание растений и животных и особенности религии после неолитической революции. Экология и интеллект. Мечников: цивилизация и исторические реки. «Гидравлические» общества  по Витфогелю и характер их социальных структур (восточный деспотизм) и культуры; культ драконов. Конфуцианство, культ государства и причины малого влияния технических открытий на историю Китая. Начало научно-технической революции в Западной Европе и ее продолжение. Капитализм и отношение к богатству в протестантской религии (кальвинизме: М.Вебер): сравнение с дискуссиями о собственности  церкви и монастырей в Западной и Восточной Европе (стяжатели и нестяжатели). Юродивые в Византии и России. Сектанство и лишние люди. Утопический социализм и его динамика. Идеи социализма и социал-демократии и их влияние на культуру. Тоталитарные режимы Европы  и Китая ХХв. и культура.  Влияние волн Кондратьева на культуру. Прогноз развития роботов и цивилизации с их участием. Декаданс и эсхатология Нового Времени. Оценки вероятной длительности цивилизации. Завоевание космоса и прогноз для жизни на Земле. Культурное значение поиска внеземных цивилизаций. Осознание роли человека в нашей Вселенной и идея Мультиверсума. Представления разных культур о реальности окружающего мира (ср. диалог разных мыслителей Востока и Запада по Щербатскому). Соотношение внешнего и внутреннего. Мистицизм по отношению к индивиду и коллективу. Проблема «моста» к небу в шаманизме и последующих культурах. Выбор спасителя и посредника («Я хочу говорить с Богом без телефона марки ‘Христос’», Рильке). Отношение к природе. Роль эстетического начала в сравнении с другими (этическим, религиозным: Кьеркегор). Идея Вечной Женственности. Дуализм и гностицизм в средневековой Азии вдоль Шелкового Пути. Воздействие арабских средневековых представлений на Европу. Гностицизм в европейской поэзии от Данте до Блока.  Атеизм, богоборчество и конфликт веры и разума в  западных обществах нового времени. Фундаменталистские тенденции обществ Востока.

10.История науки и история искусства в их взаимодействии. Категории пространственности и времени. Философское изучение пространства-времени  (хронотопа) и его влияние на физику (Эйнштейн о Махе), биологию (Ухтомский), гуманитарные науки (Бахтин). О.Павел Флоренский о категории пространственности в литературе (у Данте, ср. работу Лотмана) и в изобразительном искусстве Средних Веков и Нового Времени. Пановский о схоластике и готике. Авангард в науке и искусстве. Роль народного искусства и фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах. Оценка количества информации, передающейся сказителямми в форме песен под музыку. Сопоставление с объемом информации, хранимой и перерабатываемой индивидуальным мозгом, целой культурой и ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних обществах. Социальные и семиотические последствия появления письменности и ее распространения после неолитической революции. Грамматология как наука (Гельб). Необходимость учета в производящей экономике, значимость писцов и возникновение бюрократии. Отличие письменной  литературы от фольклора. Жанровые различия между фольклорной и письменной литературой. Перри и Лорд об устном творчестве. Библиотеки и архивы в разные эпохи. Личность и общество в письменной литературе древности и Средневековья на Западе и Востоке. Личное и архетипы в литературе Нового времени в Европе и Америке. Социальные функции литературы в новоевропейских обществах. Литература и власть. Литература и религия. Ангажированность и искусство для искусства. Основные вехи в развитии наук об искусстве. Сравнительный и исторический подход. Формализм. Типология. Базы данных.

Литература к лекциям

Андрей Белый.  Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилию Меттнеру на его первый том «Размышлений о Гете». ( издано в одной книге  с: Воспоминания о Штейнере.  Андрей Белый. Собрание сочинений). М.: Изд. «Республика», 2000.

Л. Бриллюэн. Наука и теория информации. М. 1960.

Н.Бор  Атомная физика и человеческое познание  М., 1961.

Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Н. Бурбаки  Очерки по истории математики. Изд. 2-е. - М., 2006.
С. И. Вавилов. Исаак Ньютон. Научная биография и статьи. М. Изд. АН СССР. 1961.

Б.Л. Ван дер Ванден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Пер. И.Н.Веселовского. М. :  Гос.изд. физ.-мат. лит-ры, 1959.

Г.Вейль   О философии математики. - Изд. 2-е. - М., 2005.

В.И.Вернадский. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.

И.Н. Веселовский. Египетская наука и Греция.- В кн.: Труды Института истории естествознания, т. II, 1948, с. 426-498.

М.Я. Выгодский. Арифметика и алгебра в древнем мире. М. : Наука, гл.ред. физ.-мат. лит-ры, 1967 (2 испр. и доп. изд.).

В.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое.  М., 1989.

В. Гейзенберг. Философские проблемы атомной физики. М.: Эдиториал УРСС , 2004 (издание 2).

Г. Дилъс  Античная техника, М.—Л., 1934.

И.М.Дьяконов  Научные представления на Древнем Востоке. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 59-119.

И. И. Канаев. Гете как естествоиспытатель.Л.: : Наука (Ленинградское Отделение), 1970.

И.И. Канаев. Избранные труды по истории науки.-СПб.: Алетейя, 2000 (Сытин).

В.C.Кирсанов. Научная революция XVII века. М., 1987.

А. Койре. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.:Эдиториал УРСС, 2004.

М. А. Коростовцев Наука древнего Египта. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 120-130.

Т.Кун. Структура научных революций.  М., 1975.

К. Леви-Строс. Структурная антропология. М.2001 (2 ИЗД.).

С.Я. Лурье. К вопросу о египетском влиянии на греческую геометрию.- Архив

Института науки и техники, 1, 1933, с. 45-70.

С. Я. Лурье. Архимед, М.—Л., 1945.

С. Я. Лурье . Очерки по истории антич­ной науки, М.—Л., 1947.

A. Мец  Мусульманский ренессанс.  М., 1966.

A. Моль, Теория информации и эстетическое восприятие. М.1966.

Уотт У. Монтгомери Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. 

О.Нейгебауэр. Лекции по истории античных математических наук. Пер. и предисловие С.Я.Лурье.Т. I. М.-Л., 1937.

О.Нейгебауэр. Точные науки в древности. Пер Е.В.Гохман. М.: Наука, гл.ред. физ.-мат. Лит-ры, 1968.

Л.Ольшки. История научной литературы на новых языках. Том 1. Литература техники и прикладных наук от средних веков до эпохи Возрождения. Сретенск МЦИФИ 2000.

Л.Ольшки. История научной литературы на новых языках. Том третий. Галилей и его время М.-Л. ГТТИ 1933.

А. Е.Раик. Новые реконструкции некоторых задач из древнеегипетских и вавилонских текстов.- Историко-математические исследования, вып.XI, М., 1958, с. 171-184.

А. Е.Раик.  Очерки по истории математики в древности. Воронеж, 1967.

Б. Рассел   Человеческое познание: Его границы и сфера.  М. 1956.

Б. Рассел.  Введение в математическую философию. - М., 1996.

Г. Рейхенбах   Философия пространства и времени. - Изд. 2-е. - М., 2003.

И. Д. Рожанский.  Античная наука. М. 1980.

П. Таннери Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.). М., 1934.

П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Дж.Д. Уотсон. Воспоминание об открытии ДНК. М., 1969.

П.А. Флоренский, священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. – М.: Мысль, 2000.

Г.Франкфорт, Г.А.Франкфорт, Дж.Уилсон, Т.Якобсен. В предверии философии. Духовные искания древнего человека. М., Наука, Гл.ред. вост.лит-ры, 1984.

Г.Фреге Логические исследования. - Томск, 1997.

Б.А.Фролов. Числа в графике Палеолита. Новосибирск,1974.

А.Эйнштейн, Л.Инфельд. Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., 1965.

А.М. Яглом и И.М. Яглом, Теория информации. М 2004 (6 изд.)



(с) Русская антропологическая школа.

© Copyright Русская антропологическая школа. All Right Reserved. Сайт создан в системе uCoz