РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » методология современного литературоведения » Категории пропповского анализа. (Функции -- актанты -- трансформации)
Категории пропповского анализа.
kogniДата: Воскресенье, 10.02.2008, 11:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Функции:
1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
2. Запрет, обращенный к герою.
3. Нарушение запрета.
4. Выведование.
5. Выдача.
6. Подвох.
7. Невольное пособничество.
8. Вредительство (или недостача).
9. Посредничество.
10. Начинающееся противодействие.
11. Герой покидает дом.
12. Даритель испытывает героя.
13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
14. Получение волшебного средства.
15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту
нахождения предмета поисков.
16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
17. Героя метят.
18. Антогонист побежден.
19. Беда или недостача ликвидируется.
20. Возвращение героя.
21. Герой подвергается преследованиям.
22. Герой спасается от преследования.
23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
25. Герою предлагается трудная задача.
26. Задача решается.
27. Героя узнают.
28. Ложный герой или антагонист изобличается.
29. Герою дается новый облик.
30. Враг наказывается.
31. Герой вступает в брак.

Актанты (деятели):
1. Вредитель (совершающий злодеяние).
2. Даритель (дарующий волшебное средство и силу).
3. Помощник (приходящий на помощь герою).
4. Царевна (требующая совершения подвигов и обещающая сочетаться браком).
5. Отправитель (отсылающий героя с поручением).
6. Герой (действующее лицо, с которым происходят различные перипетии).
7. Ложный герой (узурпирующий на некоторое время роль настоящего героя).

Трансформации:
1. Редукция (избушка на курьих ножках в лесу -- избушка на курьих ножках -- избушка в лесу – избушка – лес -- жилище не упоминается).
2. Амплификация (усиление) (избушка, подпертая пирогами и крытая блинами).
3. Порча (поворачивается с трудом -- поворачивается когда надо -- поворачивается всегда).
4. Обращение в противоположность (недоступная избушка -- избушка с открытой дверью).
5-6. Интенсификация - ослабление (отсылка – изгнание -- опускание угрозы -- отсутствие отсылки).
7. Внутрисказочная замена (избушка – дворец -- гора у огненной реки).
8. Бытовая замена (избушка -- постоялый двор, двухэтажный дом.
9. Конфессиональная замена (вредитель -- черт, помощник -- ангел, отсылка -- епитимия).
10. Суеверная замена, на основании местных верований (вредитель -- русалка).
11. Архаическая замена столь же древним элементом (испытание -- взвешивание души).
12. Литературная замена (сказка – роман -- сказка).
13. Модификации: Элементы, привнесенные сочинителем.
14. Замена неизвестного происхождения.
15-20. Такие же ассимиляции.
21. Спецификация и обобщение.
22. Рационализация (воздушный конь -- лошадь).

 
Форум » магистратура » методология современного литературоведения » Категории пропповского анализа. (Функции -- актанты -- трансформации)
Страница 1 из 11
Поиск: