РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » введение в классическую философию » Семинар 1. Онтология элеатов. (Основные вопросы и тексты к семинару)
Семинар 1. Онтология элеатов.
kogniДата: Среда, 06.02.2008, 07:36 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline

Прочитайте фрагмент из поэмы Парменида "О природе" в пер. А. Лебедева.
Какими средствами аргументации пользуется Парменид? Какое из них можно считать главным?
Можно ли изложить содержание фрагмента в виде аксиоматическо-дедуктивной формализации? Попробуйте сделать это.
Какое положение можно принять в качестве аксиомы и почему?
Прочитайте изложение трактата Горгия "О природе". Сравните аргументацию Горгия и Парменида.

Тексты >>>
Скачать zip-файл >>>"

 
plotinusДата: Четверг, 07.02.2008, 12:48 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Костя, а когда будет первый семинар по Пармениду? Можно я приду?
 
kogniДата: Четверг, 07.02.2008, 12:53 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
20 февраля, в среду, в 14-00
 
valeraДата: Суббота, 20.12.2008, 00:55 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Вперед к элеатам!

«Языческий» поэт Лукреций, «безбожник», чья философия вызывала нападки христианских писателей в своей поэме говорил:

«Как при постройке домов, коль начальное криво правило,
Коль наугольник фальшив и от линий прямых отступает,
Если хромает отвес и хотя бы чуть-чуть он неровен,
Всё непременно тогда выйдет здание криво и косо,
Будет горбато, вперёд и назад отклоняясь нескладно,
Точно готово сейчас завалиться; и валится часто
Дом, если он пострадал от ошибок в начальном расчёте;
Так и сужденье твоё о вещах будет лживо и вздорно,
Если исходит оно от заведомо ложного чувства».

Испанский епископ Исидор Севильский (570- 636), прославившийся своим монументальным трудом в 20 книгах «Начала» и «Этимологии» (мне лично он интересен как интерпретатор и комментатор архитектуры в своих двух томах) резюмировал отрывок из Лукреция так:
«Если в постройке не будет делаться все по отвесу и верной линейке, то неизбежно все будет выстроено несовершенно: кое что будет криво, кое где одно ляжет ничком, другое навзничь, а из-за этого рушится и все строение».

Около же 844 года Людовик I Немецкий изъявил пламенное желание иметь книгу о значение слов в мистическом смысле вещей. И усилив теологический и морально- аллегорические элементы архиепископ Рабан Мавр переработал труды вышеприведенного Исидора.
Вот что вышло:

«Наугольник, линейку и отвес надо понимать в смысле правильности- все дела наши должны мы делать согласно преданию священного писания, по линейки правой веры и по отвесу здравого учения, следуя тому, чему учат божественные правила, и тогда дела наши пойдут нам во спасение. Иначе напрасно теряет свой труд, кто делает без этого, так как если Господь не созиждит дом, то тщетно трудятся сооружающие его».

Однако не слабый путь прошел текст Лукреция за девять веков своего существования от эпикурейской гносеологии до «линейки правой веры».)))

Мне представляются в античности очень важными разные вещи, например культ Диониса или Вакха (первоначально, видимо, фракийские и критские божества, их функцией было способствование плодородию), а так же орфики,- разновидности религий с достаточно разработанной теологией. Полагалось, что человек- отчасти небесное существо, а благодаря правильной жизни на земле, достигаемой церемониями очищения, соблюдения правильного питания (за исключением сакрального приема) можно было стать единым целым с «Вакхом». Или, по крайне мере, что душу человека ожидает в будущей жизни несильные страданий (без метемпсихоза дело тоже не обошлось).
Зевс или же Титаны поглотили сердце Диониса, разорвав его на части. По вакхическому культу, человек в подражание, употребляя культовую пищу уподобляется наполовину Богу (акциденция остается, сущность- меняется).))

Страшно подумать, куда в конце концов, в какие дремучие дебри может завести ненасытная мысль христианина, ищущего доказательства или подтверждения незыблемости и вневременности своих догм (на подобие христианских крестов до Р.Х.).

Очевидно, древние полу-религии обладали огромным импульсом для зарождения, зачатков философии. Ведь, когда мы начинаем говорить о философии мы нуждаемся в точке отсчета. Допустим репером будет Пифагор, или Ксенофан (кстати веривший в единого не схожего с человеком с бога), Гераклит (все меняется) или Парменид (ничего не изменяется, а единственное истинное бытие- неделимое Единое, которое подобно шару – нераздельно и находится всюду). Мы договариваемся о началах, первоначалах, прото- началах, но тем не менее, всегда остается острое ощущение того, что ведь наверняка что-то существовало до, до этого.
Вторая проблема, которая очевидна из приведенных примеров- проблема прочтения текста. В очередной раз нельзя не задаться вопросом ,- может мы вообще кардинальным образом «не то» и «не так» переводим и понимаем с греческого. Все- таки много то времени кануло с тех пор.
wink


Val.
 
Форум » магистратура » введение в классическую философию » Семинар 1. Онтология элеатов. (Основные вопросы и тексты к семинару)
Страница 1 из 11
Поиск: