РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » введение в классическую философию » Программа курса
Программа курса
kogniДата: Вторник, 15.01.2008, 14:05 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Тема 1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии

Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия как «беспредпосылочное» мышление. Критицизм философии. Специфика философского вопрошания.

Время и причины возникновения философии. Мифология как предфилософский тип мировоззрения. Отношение мифологии и философии. Институт «мудрецов» и философия. Общие рационалистические тенденции в философии, науке, политике в Древней Греции.

Тема 2. Античная философия. Досократики и Сократ

Натурфилософия досократиков. Проблема «первоначала» и ее аспекты. Представления о «первоначалах» у философов милетской школы, Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора. Диалектика Гераклита. Космогония и космология досократиков. Натурфилософия досократиков и современное естествознание.

Онтология элеатов. Постановка вопроса о бытии в школе элеатов. Мир бытия и мир становления. Истинное познание и мнение. Дедуктивное строение рассуждения у Парменида и Мелисса. Характеристики бытия в системах Парменида и Мелисса, их сходство и различия. Защита учения о бытии Зеноном (апории Зенона).

Софисты и Сократ. «Гуманистический поворот» в древнегреческой философии. Социально-политические предпосылки возникновения софистики. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Критика софистики Платоном и Аристотелем. Сократ и софисты. Значение Сократа для последующего развития философии. Майевтический метод и ирония Сократа.

Тема 3. Античная философия. Платон, Аристотель. Философия эпохи эллинизма

Философия Платона. Жанр философского диалога. Трансцендентальная аргументация в философии Платона. Трансформация парменидовской онтологии у Платона. Понятие высшего блага. Иерархия идей. Учение о душе. Учение о государстве.

Философия Аристотеля. Корпус сочинений Аристотеля. Критика учения об идеях. Метафизика Аристотеля и ее основные понятия (форма-материя-лишенность, возможность-действительность-энтелехия, субстанция и акциденция). Проблема первой субстанции. Теология Аристотеля (учение о перводвигателе). Психология Аристотеля. Физика и космология Аристотеля.

Эллинистическая философия. Сократические школы. Нравственные коллизии киников. Физика и этика стоиков. Скептическая аргументация Пиррона. Физика и этика Эпикура. Общая характеристика философии неоплатоников. Философия в Древнем Риме.

Тема 4. Средневековая философия

Восточная и западная патристика. Основные различия античного и средневекового мировоззрений. Ранняя христианская философия (апологетика, экзегеза). Философия каппадокийцев. Философские аспекты тринитарных и христологических споров. «Исповедь» Августина. Апофатический и катафатический методы богопознания у Дионисия Ареопагита. Боэций и его влияние на средневековое образование. Основные проблемы в «Утешении философией».

Арабо-мусульманская философия. Рецепция античной философии арабо-мусульманским миром. Метафизика Ибн-Сины. «Опровержение философов» ал-Газали. Философия Ибн-Рушда и его учение об интеллекте. Влияние арабо-мусульманской философии на европейскую (латинский аверроизм).

Философия зрелого средневековья. Особенности схоластической философии. Ансельм Кентерберийский и его «онтологическое» доказательство бытия Бога. Спор об универсалиях. Метафизика Фомы Аквинского, Дунса Скота и Уильяма Оккама. «Пять путей» Фомы Аквинского.

Основные идеи философии Возрождения.

Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения

Гносеологический поворот в философии.

Рационализм. Теория познания и метафизика Декарта (методологическое сомнение, "я" как несомненное начало, доказательство существования Бога, доказательство существования внешнего мира). Проблема познания чужого "я". Учение Спинозы о субстанции. Монадология Лейбница. Окказионализм Мальбранша. Проблема связи души и тела.

Эмпиризм. Научная программа Ф. Бэкона, критика "идолов", индукция как метод эмпирически ориентированного познания. Феноменализм Беркли и его критика понятия "материи". Учение о познании Дж. Локка. Критика принципа причинности Д. Юмом.

Основные идеи философии Просвещения.

Тема 6. Немецкая классическая философия

«Критический» период философии Канта. Учение о синтетических априорных суждениях. Априорные формы чувственности, рассудка и разума. Чистый и практический разум. Способность суждения.

Критика Фихте кантовской концепции «вещи в себе». «Я есть Я» как основополагающий принцип наукоучения Фихте. Абсолютное и индивидуальное «Я».

Принцип тождества духа и природы в философии Шеллинга.

Диалектика абсолютного духа в философии Гегеля. Идея философии как «научной системы» (в «Феноменологии духа»).

 
Форум » магистратура » введение в классическую философию » Программа курса
Страница 1 из 11
Поиск: