РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » Стратегии современного кино » Тема 1. Возвращение к Люмьерам (материалы)
Тема 1. Возвращение к Люмьерам
kogniДата: Пятница, 12.02.2010, 18:16 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Братья Люмьер – точка бифуркации. Большая часть работ Люмьеров представляют собой документальные зарисовки повседневных событий. Некоторые (немногие) фильмы напротив, являются постановочными, построены на аттракционах и гэгах, с применением различных трюков и возможностей монтажа, однако они не сколько противостоят повседневности, сколько фиксируют тот факт, что в обыденной жизни тоже подчас случается нечто экзотическое и необычное. Страусы или слоны привлекают внимание Люмьеров, но кошки или голуби интересуют их не меньше. Фильмы Люмьеров лишены сложных повествовательных структур, как правило это либо элементарная линейная цепочная структура (шествие верблюдов, полицейских, прыжки вольтижировщиков), либо (реже) некоторое ее усложнение (циклическая («Море» - мальчики, прыгающие в воду), кумулятивная (драка), мятник (поедание вишен), пересечение ряда линейных структур (посадка в поезд, перекресток), расчленение на элементы и собирание (машина по разборке свиньи («Механический мясник»), расчлененный и собранный слепой)).
Братья Люмьер как бы балансируют в той точке, от которой отталкиваются два типа кинематографа – «документальный», без актера, сценария, с минимумом технических приемов и сюжетное, игровое кино, построенное по принципу аттракциона. Однако вся творческая деятельность Люмьеров продолжалась в течение трех лет: побеждает вторая линия и Люмьеры оказываются неконкурентноспособны.
Современное кино возвращается к первой линии Люмьеров. Возрождаются цепочные повествовательные структуры, (характерный пример – работы Збигнева Рыбчински (г.р. 1949): Танго, 1983, Оркестр,1990), минимализм (фильм Хосе Луиса Торреса Лейвы «Работницы выходят с фабрики» 2006 – оммаж Люмьерам).

Литература:
Ковалов О. Люмьеры в России http://www.cinematheque.ru/post/141661
И.Ф. Амроян. Типология цепевидных структур. Тольятти, 2000 http://www.ruthenia.ru/folklore/amroyan1.htm

Интернет-ресурсы:
Институт Люмьеров http://www.institut-lumiere.org/

Цитаты:
Владимир Стасов: Издалека, издалека катят прямо на зрителя ряды волн, перескакивая друг через дружку, торопясь и волнуясь, каждую секунду рассыпаясь, словно серебристые стружки и пыль. /.../ ...кажется, слышишь шум, гам, крики и вскрики, разговоры, громкую болтовню [неразборчиво]. И тут же /.../ всплеск воды от упавшего вниз тела, брызги летят врозь, водяная пыль носится над поверхностью, а между тем волны издалека всё катятся да катятся, и скачут, и разбиваются, и рядами пены ударяют в край картины
Максим Горький: И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.
Олег Ковалов: Действительно, для зрителя, уже не выбегающего из зала при виде идущего "прямо на него" поезда и не умиляющегося, что волны на экране "как настоящие", эти вроде бы исключительно любительские кинозарисовки - без сюжета, актёров, "высоких идей" и назидательности, т.е. того, к чему его успела приучить коммерческая киноиндустрия, - "проигрывают" лентам обычного репертуара как "ранние", "примитивные", "несовершенные" формы кинематографа. Ведь под его развитием часто подразумевалось оттачивание системы художественных условностей - то есть именно отход от той спонтанной фиксации реальности, что вызывала радостный восторг у пионеров нового искусства. К такому типу "заорганизованного" и насквозь искусственного зрелища, кстати, куда ближе подходили феерии Мельеса, потому и считавшегося первым художником экрана, тогда как эстетический аспект при взгляде на фильмы Люмьеров вообще исключался. Для Годара же эти ролики - не эмбрион, "недоразвившийся" до "истинного искусства", а - чудо из чудес, явившееся миру сразу, в блеске красоты и совершенства, как Венера из пены морской.
Уинтер: Главный урок изобретения г-на Люмьера следующий - реальная вещь в жизни, искусстве и литературе ирреальна.
Месгиш (оператор Люмьеров): На мой взгляд, братья Люмьер верно определили сферу вла¬дения кино. Для изучения человеческого сердца хватит ро¬мана и театра. Кино—это динамика жизни, стихийные явления природы, сутолока людской толпы; все, что про¬является в движении, что зависит от него. Объектив кино¬камеры смотрит в мир.
Анри де Парвиль определил главную тему Люмьера словами: «при¬рода, застигнутая врасплох»

На занятии будут продемонстрированы фильмы и фрагменты фильмов братьев Люмьер, Мельеса, З. Рыбчински (Танго, Оркестр), Лейвы (Работницы покидают фабрику) и Валерии Гай Германики (Школа, серия 20).

 
Форум » магистратура » Стратегии современного кино » Тема 1. Возвращение к Люмьерам (материалы)
Страница 1 из 11
Поиск: