РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » История и теория медиа » Семинар 1. Вальтер Беньямин (Литература и вопросы к семинару 1)
Семинар 1. Вальтер Беньямин
kogniДата: Среда, 10.02.2010, 10:13 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Семинар 1.
Прочитать работы Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости", "Краткая история фотографии" (дополнительно), "Париж, столица 19 столетия", "Москва" (дополнительно).

Задание А.
Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
Текст
В этой небольшой работе Беньямин высказывает ряд гипотез и задает ряд вопросов относительно функционирования массмедиа. Подготовьте сообщения на предложенные темы, при этом важно не просто изложить мысли Беньямина по этому поводу, но попытаться проверить его гипотезы, ответить на вопросы, исходя из того, что мы знаем о масс-медиа в настоящее время. Приведите примеры подтверждающие или опровергающие гипотезы Беньямина. Какие проблемы, поставленные Беньямином, наиболее актуальны для понимания современных медиа?
Режим работы семинара: один человек делает краткое изложение текста, касающегося вопроса, после чего происходит общая дискуссия.
1. Изменение способов воспроизведения искусства (глава 1).
2. Понятие «подлинности» и «ауры». Подлинность и воспроизведение. (2, 3)
3. Ритуал и искусство. (4)
4. Экспозиционная ценность искусства и разрушение ауры (5)
5. Изображение человека и мира без человека. Что значит утверждение, что Атже снимает улицы как место преступления? (6)
6. Название картины и подпись фотографии. (6)
7. Актер театра и актер кино. Что значит, что актер кино проходит тест? (7-8)
8. Актер как вещь и вещь как актер. (9)
9. Кино и изменение экспонирования носителей власти. (10)
10. Любой как актер (автор). (10)
11. Кино как «хирургический» взгляд на мир (11).
12. Публика как прогрессивный и реакционный критик (12).
13. Фотография и кино как искусство и наука. Почему Беньямин сравнивает кино с психоанализом? (13).
14. Изменение человека под воздействием нового искусства (14).
15. Искусство и масса. Архитектура как парадигма массового искусства. (15).
16. Фашизм или коммунизм: эстетизация политики или политизация искусства. (Предисловие. Послесловие.)
Дополнительная литература
Беньямин. Краткая история фотографии
Т. Адорно. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. С. 83-85. (см. текст в комментарии ниже).

Задание Б. Город и медиа.
Прочитайте тексты Беньямина о Париже и Москве (доп.). Опишите явления, о которых говорится в работе о Париже: пассаж, панорама, всемирная выставка, интерьер, фигура фланера, руины. Какие идеи Беньямина актуальны при анализе современного города как медийного пространства?
И если останется время - свободная дискуссия на тему "медийные аспекты в эссе "Москва": коммуникация, мода, реклама, пространство и время, семиотика архитектуры.

Вальтер Беньямин "ПАРИЖ, СТОЛИЦА ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ"
Вальтер Беньямин "МОСКВА"
Эти ссылки работают нестабильно, поэтому в аттаче их копии.

Эжен Атже. Источник. 1910.

Прикрепления: dunaev-ben1.html(102Kb) · dunaev-ben2.html(54Kb)
 
KseniaДата: Четверг, 11.02.2010, 10:32 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Вальтер Беньямин "ПАРИЖ, СТОЛИЦА ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ"
http://dironweb.com/klinamen/dunaev-ben2.html

Вальтер Беньямин "МОСКВА"
http://dironweb.com/klinamen/dunaev-ben1.html
 
kogniДата: Четверг, 11.02.2010, 18:51 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Вот еще интересная полемика Адорно ("Эстетическая теория", М.: Республика, 2001, С. 83-85) с Беньямином:
Рациональность в художественном произведении представляет собой конституирующий целостность, организующий момент, сохраняющий определенные связи с внешним миром и силами, в нем властвующими, однако он не является отражением системы категорий этих сил. Иррациональные, по мерке этих категорий, черты произведения искусства являются не симптомом иррационалистического духа и даже не проявлением такого же умонастроения читателя или зрителя; умонастроение склонно скорее создавать произведения с тенденцией, отражающие определенные принципы и убеждения, то есть в известном смысле произведения рационалистического плана. Напротив, следовать внутренней закономерности своих творений лирику позволяет его desinvolture1, свобода от требований логики, словно тени входящих в его владения. Произведения искусства не вытесняют; опираясь на средства выражения, они помогают всему рассеянному, диффузному, ускользающему от того, чтобы стать достоянием современного сознания, отнюдь не «рационализируя» их, как замечали в своих критических выступлениях сторонники психоанализа. Обвинения в адрес иррационального искусства, обходящего с помощью всяческих уловок и хитростей правила игры, предписываемые ориентированным на практику разумом, что характерно для иррационализма, в известном смысле не менее идеологичны, чем иррациональность официальной веры в искусство; они прекрасно вписываются, по мере надобности, в концепции аппаратчиков всех мастей и расцветок. Такие направления в искусстве, как экспрессионизм и сюрреализм, иррациональные моменты которых неприятно поражали, выступали против насилия, авторитета, обскурантизма. Тот факт, что к фашизму, для которого любой дух был всего-навсего средством для достижения цели и который вследствие этого пожирал все, пришли такие художественные течения, как (в числе прочих) экспрессионизм в Германии и различного рода последователи сюрреализма во Франции, по отношению к объективной идее этих творческих движений является совершенно незначительным, однако в агитационных целях, преследуемых эстетикой наследников Жданова, этот факт был старательно утрирован. Ведь это две разные вещи — в художественной форме отражать иррациональное как иррациональность существующего порядка вещей и человеческой психики, тем самым в известном смысле постоянно делая их рациональными, и проповедовать иррационализм, как это почти всегда случается с рационализмом, как эстетическим средством, неуклюже анализирующим поверхностные взаимосвязи. В отношении его теория Беньямина о произведении искусства в век его технической воспроизводимости была, пожалуй, не совсем справедлива. Простая антитеза ауратического произведения и произведения, создаваемого на основе массового производства, пренебрегающая именно в силу своей жесткости диалектикой взаимоотношений двух этих типов произведений, становится добычей такого воззрения на произведение искусства, которое выбирает себе в качестве образца фотографию и является не менее варварским, чем представление о художнике как о творце; впрочем, первоначально в «Малой истории фотографии» Беньямин рассматривал эту антитезу вовсе не так недиалектично, как пятью годами позже в статье о репродукции1. Буквально переняв от прошлого дефиницию «аура», Беньямин в своей работе о фотографии воспевает ауру старых фотографий, которую они утратили только в результате критики их коммерческого использования — усилиями Атже*. Это позволило бы гораздо ближе приблизиться к существу дела, чем упрощение, которое и сделало впоследствии статью о репродукции столь популярной. Сквозь широкие ячейки концепции, склоняющейся к признанию иллюстративности, проскальзывает оппонирующий культовым взаимосвязям момент того явления, для определения которого Беньямин и ввел понятие ауры, момент с дальним прицелом, критически рассматривающий идеологическую поверхность бытия. Приговор, вынесенный ауре, легко переносится на качественно «модерное», отдаляющееся от логики привычных вещей искусство, касаясь продуктов массовой культуры, для которых жажда прибыли вошла в кровь и плоть — чувство, следы которого заметны в них и в так называемых социалистических странах. Брехт действительно ставил музыку типа зонгов выше атональной и додекафонической музыки, романтическая экспрессивность которой казалась ему подозрительной. С таких позиций так называемые иррациональные течения духа безусловно смыкаются с фашизмом, поднимая голос не для протеста против буржуазного овеществления, а лишь для постоянных провокаций. В соответствии с политикой Восточного блока сторонники такой позиции не видят, что просвещение — это обман масс2. Расколдованные, лишенные чуда технические приемы, способные «схватить» явления лишь в той степени, в какой те позволяют это сделать, как нельзя лучше пригодны для их просвещения. Недостаток широко задуманной теории репродуцирования, разработанной Беньямином, по-прежнему остается в том, что ее биполярные категории не позволяют провести различие между концепцией деидеологизированного до самых его глубинных слоев искусства и злоупотреблением эстетической рациональностью в целях эксплуатации и порабощения масс; альтернатива едва намечена. В качестве единственного выходящего за рамки рационализма съемочной камеры момента Беньямин использует понятие монтажа, достигшего своего «акме», своего апогея в русле сюрреализма и быстро утратившего всю свою резкость в кинематографе. Но монтаж оперирует элементами действительности несомненно здорового человеческого рассудка, чтобы навязать им измененную тенденцию или, в самых удачных случаях, пробудить их латентный голос. Однако монтаж останется бессилен, если он не взорвет сами эти элементы. Именно монтаж можно упрекнуть в остаточных явлениях услужливого иррационализма, в адаптации к материалу, поставляемому извне в готовом виде для нужд произведения.
 
Форум » магистратура » История и теория медиа » Семинар 1. Вальтер Беньямин (Литература и вопросы к семинару 1)
Страница 1 из 11
Поиск: