РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » введение в историю культурологии » Семинар 2. Теории эволюции и теории замкнутых культур (Вопросы и литература, работы студентов)
Семинар 2. Теории эволюции и теории замкнутых культур
kogniДата: Воскресенье, 26.10.2008, 01:42 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
1. Расово-антропологическая теория и ее критика. Расово-антропологическая теория и теории замкнутых культур.
2. Как проявлялась линейная концепция эволюции в социологических и других науках в XIX в.?
3. Каковы недостатки линейной концепции?
4. Почему в ХХ веке наметился интерес к постоянным и повторяющимся чертам в социокультурном изменении и как он проявляется?
5. Как изменился взгляд на причины социокультурных изменений в ХХ веке?
6. Каковы аргументы Р. Макайвера в пользу эволюционной теории?
7. Языковой каркас и картина мира. Принцип онтологической относительности у В. Куайна.

Обязательная литература:
Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С. 40-60. (Режим доступа: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kuajn.html ).
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. (Статьи: Историческая типология культуры, С. 168-172; Культурно-историческая монадология, С. 233; Расово-антропологическая школа, С. 365-367; Тойнби А., С. 259; Фаустовский тип культуры, С. 486-487; Цивилизационные концепции, С. 524-525; Шпенглер О., С. 363).
Макайвер Р. Реальность социальной эволюции // Американская социологическая мысль. М., 1992. C. 78-93. (Режим доступа: http://www.wellhead.ru/node/683 ).
Тодоров Ц. Раса и расизм // Новое литературное обозрение. № 34. М., 1998. С. 5-36. (Режим доступа: http://conflictology.nm.ru/classic_sociology/todorov.pdf ).
Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1992. С. 358-378. (Режим доступа: http://www.wellhead.ru/node/683 ).
Сепир Э. Грамматист и его язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С. 248-258. (Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/sapir-93a.htm ).
Дополнительная литература:
Семенов. Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М. Современные тетради. 2003. (Главы: 1.9. Расы, расизм и концепция расового детерминизма; 2.1. Два основных подхода к истории: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический; 2.5. Возникновение плюрально-циклического взгляда на историю; 2.7. Развитие плюрально-циклического взгляда на историю в ХХ веке; 2.8. Возрождение унитарно-стадиальных концепций общественного развития в социальных науках на западе во второй половине XX века). (Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1065.html ).

 
DariaDДата: Понедельник, 27.10.2008, 22:07 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Как изменился взгляд на причины социокультурных изменений в ХХ веке?

Небольшой конспект Сорокина плюс чуть-чуть Макайвера.

Прикрепления: 3311798.doc(38Kb)
 
NadezhdaДата: Вторник, 09.12.2008, 13:46 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Как проявлялась линейная концепция эволюции в социологических и других науках в XIX веке?
(П. Сорокин. Социокультурная динамика и эволюционизм.)


Общественно-научная мысль XVIII-XIX вв. была занята в основном изучением различных линейных тенденций развития. Главной задачей представителей общественных и гуманитарных наук был поиск и описание «вечных законов прогресса и эволюции», а также изучение основных стадий развития, которые характерны для всего человечества в целом. Главная линия развития при этом может быть:

- прямой
- ветвящейся
- волнообразной
- спиралеобразной.
Рассмотрим, как проявилась линейная концепция эволюции в каждой конкретной сфере.
Физико-химические науки.
Возникновение и утверждение принципа энтропии как вечного и необратимого направления изменения в любой термодинамической системе, включая Вселенную.
Биология.
Открытие и распространение «закона эволюции».
Экономика.
Стадии, которые должны проходить все народы. Например, Ф. Лист выделяет следующие стадии экономического развития: варварская, пастушеская, земледельческая, земледельческо-промышленно-коммерческая.
Политические науки.
«Законы прогрессивной политической процесс-эволюции», например, от первобытной анархии к централизованному управлению, или наоборот; от прямой демократии к представительной демократии и др.
Философия, социальная философия, философия истории.
Концепции Гердера, Фихте, Канта и Гегеля.
Гердер и Кант: главная тенденция исторического процесса – в прогрессивном сокращении насилия и войн, росте справедливости, разума и нравственности.
Фихте: человеческая история в целом – последовательность 5 стадий, на протяжении которых происходит все более полная реализация свободы, истины, справедливости и красоты.
По Гегелю, основное направление исторического процесса заключается в прогрессирующем росте свободы: от свободы «для никого» на заре человеческой истории, через стадии свободы для одного, свободы для некоторых к свободе для всех.
Социология и социальная философия.
Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Спенсер.
Например, по Конту весь исторический процесс – последовательный переход человеческого мышления, культуры и общества от теологической стадии к метафизической и затем к позитивной.
Археология и история.
Один из линейных законов – выделение в истории человечества стадий палеолита, неолита, медного, бронзового и железного века.

Таким образом, видно, что линейная концепция эволюции проявилась практически во всех науках, как в общественных и гуманитарных, так и в естественных.

 
pietraДата: Суббота, 20.12.2008, 15:53 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Конспект студентки 1-го курса магистратуры Чернышевской В.В.

Цветан Тодоров
Расизм и расиализм.

Расизм - поведение, которое характеризуется агрессивным поведением человека по отношению к людям, обладающим определенным набором физических черт, отличных от его.
Расиализм - идеология, расовая доктрина.
Расизм, опирающийся на расиализм, приводит к наиболее страшным последствиям (прим. Нацизм)
Расиалистская доктрина представлена как комплекс взаимосвязанных утверждений:
1) В мире существуют различные расы.(противники расиалистского подхода критиковали чаще всего именно этот пункт доктрины)
А) Различные группы смешивались между собой, таким образом их физические различия далеко не так различны, как это кажется расиалистам
Б) Для того, чтобы сгруппировать людей по физическим признакам, различия должны совпадать, а этого не происходит. Если создать карту, на которой будут отмечены ареалы распространения рас, то в зависимости от признаков, которые мы будем брать за основу, карты получатся разными.
В) Между представителями одной и той же расы различия не меньше, чем между самими группами.
2) Духовные качества вытекают из физических.
Гипотеза была и остается непродуктивной, ибо нет ни одного доказательства.
3) Поведение индивида в очень большой степени зависит от расово-культурной группы, к которой он принадлежит.
Это утверждение вытекает из самого понятия рас, ибо какой смысл различать расы, если его действия управляются его свободной волей, а не расовой принадлежностью.
4) Расы делятся на высшие и низшие.
Почти всегда раса, к которой причисляет себя автор-расиалист, находится на высшей ступени, и когда речь заходит о физических качествах, то суждения автора облекаются в форму эстетических предпочтений. .
5) Должна быть осуществлена некоторая политика, которая приведет мир в гармоническое соответствие с вышеизложенными обстоятельствами (подчинение или уничтожение низших рас мотивируется накопленными знаниями в сфере расовых проблем).
Гуманистический идеал имеет преимущество перед расистским потому, что он выше с этической точки зрения, т.к. основывается на идее единства всего человеческого рода.
Для расиализма необходимы все эти пункты, т.к. если хотя бы один из них исчезает, то это уже другая доктрина – родственная, но отличная от расиализма.
Среди расиалистов есть и такие, которых не интересует практическое применение их доктрин ( прим. Гобино)

Бюффон «Естественная история» (начало расиализма)
- Идея единства человеческого рода ( люди с черной и белой кожей могут иметь совместное потомство, это доказывает, что они относятся к одному виду)
- НО все люди отличаются друг от друга.
- Из единства человеческого рода вытекает радикальное отличие между человеком и животным.
- Т.к. люди относятся к одному виду, их следует судить исходя из общих для всех критериев, а это приводит к выводу об их различии, ибо одни люди непременно превосходят других.
- На вершине цивилизации находятся народы северной Европы, чуть ниже – все прочие европейцы, за ними следуют народы Азии и Африки, а у подножия лестницы расположены дикие американские племена.
- На самой нишей ступени люди, вопреки принципу различия людей и животных, приближаются к животным.
- Любые различия подвергаются КАЧЕСТВЕННОЙ оценке того или иного народа.
- Разнообразие внутри человеческого рода. Параметры: цвет кожи, форма и размер тела, нравы.
- Духовные качества вытекают из физических.

Вольтер «Очерк о нравах»
- Разделяет мнение Бюффона о квази-животной природе низших рас.
- НО человечество спонтанно зародилось в нескольких местах, и поэтому люди не могут принадлежать одному виду.
- РАСЫ – это виды.

Ле Бон
- уподобляет расы животным видам (Ренан, Гобино, Тэн)
- 4-е ступени: «примитивные расы (австралийские аборигены)», «низшие расы (негры)», «промежуточные расы(люди с желтой кожей)», «высшая (индо-европейские народы)»
- каждая цивилизация переживает детство, зрелость и старость. Низшие расы - детство; промежуточные – старость, но не было зрелости; высшие расы – зрелость.

Ренан
- противопоставление арийской и семитской рас
- Расы имеют разное происхождение (Вольтер)
- Существует три расы: белая, желтая и черная.
- Низшая раса: африканские негры, австралийские аборигены и американские индейцы(культурная отсталость).
- Высшая часть человечества должна определять жизнь низшей. Мировое государство, где расы выполняют функции общественных классов.
- Необходимость изменения физически других рас, путем притока крови высшего качества. НО это касается лишь промежуточных рас и низших страт белой расы.

Научный детерминизм( Ипполит Тэн)
Сциентизм – использование науки в качестве идеологии.
Сциентизм основывается на: детерминизме и превосходстве наук над этикой.

 
Форум » магистратура » введение в историю культурологии » Семинар 2. Теории эволюции и теории замкнутых культур (Вопросы и литература, работы студентов)
Страница 1 из 11
Поиск: