РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » магистратура » введение в историю культурологии » Преамбула (Преамбула)
Преамбула
kogniДата: Пятница, 09.05.2008, 00:16 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
Культура существует, наверное, столько же, сколько существует человек. Осмысление различных культурных явлений можно обнаружить и в мифологии, и в религии, и в философии античности и средневековья. В рамках мифологии культура мыслится как результат деятельности культурных героев, в средние века культурные институты, скажем, институт социальной стратификации, мыслится по органическим моделям – общество представляет собой организм, в свою очередь являющийся результатом божественного замысла. Можно вполне реконструировать теорию культуры Платона или Августина. Однако такой подход грешил бы некоторым анахронизмом, поскольку целостное понимание феномена культуры происходит в более поздние эпохи, хотя многие идеи античных и средневековых философов сохраняют важность для современной культурологии. Только в эпоху Возрождения и Нового времени культура начинает мыслиться как результат специфически человеческой деятельности, как нечто, противостоящее природе. Одновременно меняется и представление о человеке, рассматриваемого теперь как субъект культуры, то есть теория культуры выступает и в качестве антропологии. В рамках немецкой классической философии, неокантианства, в теории символических форм Кассирера вырабатывается четкое понимание объекта и методологии теории культуры. В первой половине ХХ века происходит становление культурологии как науки, более того, культурология задает новый стандарт научности, отходит от ориентации на идеал точных или естественных наук. В рамках естественных наук существует непреодолимая пропасть между объектом и субъектом познания, чем глубже мы погружаемся в природу, тем больше непознанного предстает перед нами, если, конечно, мы не являемся гегелевским абсолютным духом. Точные науки, долгое время рассматривающиеся как идеал науки, своими успехами обязаны минимальным зазором между объектом и субъектом; по существу математика, геометрия, логика являются самосозерцаниями субъекта (конечно, неэмпирического), тавтологиями. Теология, изучая Бога, согласно метафоре Декарта, способна лишь прикоснутся к своему объекту, как к огромной горе, но не объять его; апофатический метод познания более соответствует сфере божественного, чем катафатический. Только изучая культуру, мы можем осуществлять познание объекта, поскольку предметы культуры даны нам в виде объективности, однако эта объективность является объективированной субъективностью, что открывает возможность познания как понимания.
Зачастую многие современные труды по культурологии представляют собой неструктурированный разговор обо всем (а значит ни о чем), набор фактов из различных областей социально-гуманитарных наук, вперемешку с забавными анекдотами, а порой и совершенно ненаучными гипотезами. При прочтении таких книг создается впечатление, что культурология не является наукой и нет ничего проще, чем быть культурологом. Многие же труды по культурологии, являющиеся вполне научными и содержательными, можно смело считать трудами по искусствоведению или социологии, то есть специфика объекта и метода именно культурологии размывается. Поэтому магистрантам, осваивающим культурологию, необходимо ознакомится с четким пониманием возможности теории культуры как науки, определением ее объекта и понимание специфики методов, которые вырабатываются рассматриваемыми в рамках курса мыслителями.
В рамках теории культуры культура мыслится неразрывно связанной с деятельностью человека, причем рассматривается не только как результат деятельности, но и как то, о чем надлежит заботиться. Современный человек зачастую склонен рассматривать предметы культуры так же, как и средневековый – как нечто квазиприродное или квазибожественное. Школа, всеобщее избирательное право, поэзия, появились, как деревья и горы, до нашего рождения, и осмыслить различие между деревьями и школой, которые мы видим из окна, не просто. Однако единократное учреждение какого-либо культурного института, осуществленное нашими предками (= культурными героями), совершенно недостаточно для того, чтобы этот институт естественным образом продолжал существование. Если мы не будем понимать, в чем суть культурных институтов, какую проблему решали те, кто их создал, какова логика их развития, не будем совершать усилия, поддерживая и развивая дух этих институтов, они могут превратиться в нечто мертвое и чуждое человеку. Школа будет лишь калечить душу и тело ребенка, демократические выборы приводить к власти диктаторов. Может вновь возникнуть парадокс, когда «высококультурная» нация совершает немыслимые преступления. Культурология является наукой, изучение которой необходимо для разрешения многих проблем, возникающих перед современным человечеством: межнациональных и международных кризисов, экологических проблем, кризиса сциентистской картины мира, а также для осознания перспектив развития человека и человечества.
В результате изучения курса «Введение в историю культурологии» магистранты должны:
1) знать историю возникновения и становления исследований культуры;
2) понимать цели и задачи культурологии, актуальность культурологии для решения современных проблем человечества;
3) понимать специфику предмета и объекта культурологии и методов, используемых культурологией;
4) уметь видеть связь культурологии с другими социально-гуманитарными науками, перспективы междисциплинарных исследований;
5) знать основные подходы к изучению культуры, выработанные в «классический» период развития культурологического и социально-гуманитарного знания;
6) уметь применять полученные знания самостоятельных исследованиях.
Предлагаемый курс носит вводных характер; материал, включенный в рамки курса, охватывает историю становления культурологии и классический этап ее развития, в рамках которого происходит становление понятия «культуры», определение предмета, объекта и метода исследования, осмысление связи культурологии с другими социально-гуманитарными науками. Ряд подходов к культуре, которые были выработаны в рамках психоанализа, герменевтики, франкфуртской школы, структурализма, постмодернизма и других направлений мысли ХХ века, а так же отечественная теория культуры подробно рассматриваются в других курсах модуля «История и методология историко-культурных исследований».
Значительная часть курса отведена под семинарские занятия, предполагающие работу магистрантов с текстами классиков культурологии, составление докладов, дискуссии, что позволит активно усваивать предлагаемый материал. Магистранты также должны будут подготовить реферат на предлагаемые или самостоятельно избранные и согласованные с преподавателем темы. Также магистрантам будет предложено написать работу, в которой должна оцениваться возможность применения изученных методов и подходов к темам, являющимся предметом их исследовательского интереса.
Объем курса – 20 часов, из которых отведены 12 на лекционные занятия и 8 на семинарские.
 
Форум » магистратура » введение в историю культурологии » Преамбула (Преамбула)
Страница 1 из 11
Поиск: