РУССКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » разное » кино » киносеминар-1 (Виго и Кауфман)
киносеминар-1
kogniДата: Среда, 11.02.2009, 14:38 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline

Первое заседание, 21 февраля, посвящено творчеству Жана Виго и Бориса Кауфмана. В программе отрывки из фильмов «Ноль за поведение» и «Кстати, о Ницце», «Фильм» и просмотр фильма «Аталанта».

Желательно прочитать текст Делеза о любви французской школы к воде: http://kogni.ru/kino/delez_voda.doc

Материалы о Виго и Кауфмане в сети:
Д.В.Островский. Горизонты Виго. Заметки об "Аталанте" http://lib.ru/CINEMA/kinowed/kinowed9630.txt
Материалы о Кауфмане http://www.dnevkino.ru/articles_bkaufman.html
Святой и мученик кинематографа http://www.arthouse.ru/news.asp?id=3319
"Аталанта" бросила якорь на российском канале http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=105138
"По поводу Ниццы" http://www.kinozapiski.ru/article/528/

 
kogniДата: Суббота, 21.02.2009, 11:14 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Offline
В манифесте "поэтического кино", Аталанте Виго, очень сильная антисемиотическая составляющая. Само путешествие, бесцельное и бессмысленное (с т.з. Жюльетты, разумеется) противопоставляется высокосемиотизированному размеренному образу жизни в провинциальном городке (чего только стоит возвращение со свадьбы строем по парам, причем если кто-то нарушает строй, он тут же одергивается соседом; чинность этого строя подчеркивается кадрами с совершенно животной пластикой папаши Жюля). Апофеоз антисемиотики -- "сокровищница" папаши Жюля, в которой свалены осколки знаковых систем всего мира. Веер, который наверняка в Японии был знаком дешевой шлюхи, и определенные положения веера были сигналами для клиентов, в руках папаши Жюля становится индикатором особой атмосферы, атмосферы странствий.
Жюльетта, пытаясь по началу внести порядок в хаос судна (хаос относительный, с ее точки зрения), на самом деле вносит беспорядок. Путь судна, беспорядочный для Жюльетты, но следующий своему порядку (перевозу зерна по строгому графику), сменяется остановкой, которая на самом деле является путешествием в меланхолию, отчаяние, безумие.
Конечно, Виго использует язык комедии дель арте. Однако это очень специфический язык. Арлекин (Полишинель или Петрушка) это как-бы знак отрицания знаков, знак антизнакового поведения, импровизации, нарушения и высмеивания норм. Чемодан Арлекина с дешевыми тряпками, своего рода версия "сокровищницы" папаши Жюля, противостоит витринам (Париж характеризуется как "город витрин", территория семиозиса моды, оракул, сообщающий по радио, что в этом сезоне принято носить береты слегка набекрень влево (знак легкой кокетливости)). Собственно провинциалка Жюльетта смотрит на внутренности чемодана Арлекина и на витрины дорогих бутиков равно восторженным и непонимающим взглядом.
В финале Виго очень точно подчеркивает особенность таких антизнаков-идикаторов атмосферы. Песенка "Проплывающая шаланда", лейтмотив их путешествия, звуча в магазине грамзаписей как бы волшебным образом (хотя вполне реалистически мотивированным) переносит ее на корабль. Индикатор атмосферы един с самой атмосферой. Если мы обнаруживаем такой индикатор, то сразу же оказываемся в среде, не взирая на расстояние, нас отделяющее.
К слову, такой прием работает и в рекламе постмодерна. Если реклама модерна основывалась на знаке ("Вольво -- знак надежности", покупая Вольво, вы приобретаете вполне конкретное качество), то реклама постмодерна на индикаторах. Съев конфету, пассажир метро в час пик оказывается в альпийских горах или под пальмами на Канарах (собственно такой тип рекламы начинается со страны Мальборо в 1962 г.).
 
Форум » разное » кино » киносеминар-1 (Виго и Кауфман)
Страница 1 из 11
Поиск: